.jpg)
На этой неделе спикер Госдумы Вячеслав Володин выступил с заявлением: почти треть сельских школ осталась без необходимых специалистов. Больше всего не хватает учителей математики, физики, химии и английского языка. В каких-то школах нет ни одного учителя-предметника, и уроки ведут кто угодно — от завучей до приглашённых «по знакомству».
Причин несколько: невысокая зарплата, отсутствие жилья, слабая инфраструктура, редкие перспективы карьерного роста. Всё это делает работу в селе малопривлекательной, особенно для молодых выпускников педагогических вузов.
Власти уже давно пытаются решать эту проблему, но Володин подчеркнул, что нужно действовать системно. Среди предложенных и действующих мер:
-
Программа «Земский учитель», по которой переезжающие в село педагоги получают миллион рублей;
-
Жилищные субсидии и соципотека;
-
Повышение зарплат в отдалённых районах;
-
Целевое обучение для сёл — студент учится бесплатно и обязуется отработать в конкретной школе несколько лет.
Но, по словам экспертов, пока всё это работает точечно, а не массово. Проблема остаётся.
Если школьники не получат хорошую базу, особенно в технических и языковых предметах, они будут испытывать сложности при поступлении в колледжи и вузы. Кроме того, кадровый голод в регионах может привести к ещё большему оттоку молодёжи из сёл.
Если не сделать профессию учителя в селе привлекательной — мы получим замкнутый круг: нет условий — нет учителей — нет образования — нет будущего.
Многие молодые учителя, воспользовавшиеся программой «Земский учитель», отмечают тёплый приём, благодарность учеников и родителей, а также возможность сразу стать важной фигурой в школе. При этом учитель в селе часто получает более высокую зарплату, чем в городе (с учётом надбавок), и имеет реальные шансы на карьерный рост.
Кем работать?
Если вы — студент педвуза или только планируете поступление, то стоит подумать и о варианте работы в сельской школе. Особенно востребованы:
-
Учитель математики
-
Учитель физики или химии
-
Учитель английского языка
-
Начальные классы
-
Логопед, педагог-психолог
Нехватка учителей в сельских школах — это вызов, который требует не только госпрограмм, но и изменения отношения к профессии. Быть учителем в селе — это не про «уехал в глушь», а про возможность повлиять на чью-то судьбу. И, может быть, именно ты — тот, кто сделает это образование доступным и качественным.
Вернуться назад