
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО провел исследование ценностных ориентаций современной молодежи. В беседах и анкетировании принимали участие школьники и студенты колледжей 14–18 лет и их родители, молодые люди 19–35 лет, учителя школ (гимназий), педагоги техникумов и колледжей. Сотрудники института задействовали в анкетировании более 78 тысяч школьников и 74 тысяч родителей, более 44 тысяч педагогов и 11 тысяч молодых людей из всех регионов России.
Целью исследования стала взаимозависимость ценностных ориентаций школьников, студентов колледжей, их родителей и педагогов, а также передача этих ценностей от взрослых к детям. Все участники отвечали на вопросы пяти тематических блоков: общение и взаимоотношения; отношение к Родине; отношение к собственному «я»; познавательные интересы, в том числе интерес к труду и профессии; отношение к окружающему миру, природе. Тематические блоки соотносятся с основными направлениями воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, физическое, познавательное.
Крепкая семья, патриотизм, ответственность и гармония в жизни
По результатам исследования, успех в жизни для современных детей – это создание крепкой семьи, интересная работа, карьера, здоровье и верные друзья.
Среди качеств характера, которыми хотели бы обладать молодые люди, – стрессоустойчивость, ответственность, твердость характера.
Профессиональный выбор молодых людей в большей степени зависит от желания высокой заработной платы и личных интересов. При этом 51% детей до 18 лет не считают высшее образование необходимым для современного человека, в то время как 67% родителей и 61% педагогов уверены: без него не стать квалифицированным специалистом и не устроиться на хорошую работу.
51% детей до 18 лет и 62% молодежи 19–35 лет уверены, что сегодня важно проявлять свою гражданскую позицию. 68% учащихся считают себя патриотами. Эмоции, которые испытывают несовершеннолетние участники исследования при мыслях о России, – это вера (52%), гордость (50%) и любовь к своей стране (48), а также тревога за нее (15%).
Только 5% родителей считают, что сыновья и дочери не делятся с ними никакими своими переживаниями. Дети выбирают этот вариант ответа в пять раз чаще – в 25% случаев. Причем 75% опрошенной молодежи убеждены, что в сложной ситуации могут рассчитывать только на себя. 47% учащихся рассчитывают на помощь родителей.
Для современных молодых людей никто не выступает примером для подражания, свое «я» они определяют через понятия гармонии во всех сферах жизни, самореализации и социальной полезности. Родители выступают в роли примера редко. Более половины опрошенных детей не называют героев любимых книг и блогеров, вообще затрудняются назвать любимую книгу, 68% детей до 18 лет ни на кого не хотят быть похожими.
Программы воспитания становятся популярными
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО отмечает, что в 2022 году вырос уровень осведомленности семей о программах воспитания по сравнению с 2021 годом. Сегодня о действии таких программ в образовательных организациях знают 51% родителей против 15% 2021 года. При этом 19% родителей участвовали в разработке программы для школы или колледжа, где учится их ребенок. Педагоги и родители единодушно акцентируют внимание на гражданско-патриотическом, трудовом и духовно-нравственном воспитании.
Полученные результаты учтены при актуализации Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций. Документ получил одобрение на заседании Федеральных учебно-методических объединений в июне 2022 года. Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций будет рекомендована к применению во всех школах страны.
NB!
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО занимается научно-исследовательской деятельностью по изучению актуальных проблем воспитания и развития детей в современном обществе. Это ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России. В числе проектов института, такие как разработка программ воспитания и методических рекомендаций по их внедрению, Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека», Всероссийские проекты «Открытые уроки» и «Открытые родительские собрания», журнал для родителей «Семья и школа» и другие. Институт реализует и поддерживает программы в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Вернуться назад

Мировые тренды в образовании: какие навыки и профессии будут востребованы в будущем

Изменения в минимальных баллах ЕГЭ

Топ-10 специальностей, которые можно изучать на дистанционном обучении.
