Если первокурсник старается не пропускать ни единой лекции в вузе, потому что для него это ново и интересно, или же он просто боится быть в числе прогульщиков, то на втором-третьем курсах студент позволяет все чаще не присутствовать в аудитории. Да еще и задается вопросом: а есть ли смысл посещать все лекции? Разве сейчас средние века на дворе, когда доступ к литературе был ограничен и лекция для студента оставалась единственным источником полезной информации?
Что лучше и эффективнее для обучения: слушать лекции или находить нужную информацию самостоятельно? Нужно ли идти на лекцию, если она откровенно скучная? Как преподаватели относятся к прогульщикам и как прогулы могут аукнуться в день экзамена? Ответы на все эти вопросы ты найдешь в статье.
Почему студены выбирают лекцию
Три основных причины, по которым студенты стараются максимально часто присутствовать на лекциях:
- Считают лекции важным элементом студенческой жизни. Если мечтал быть студентом и поступил в вуз, то наслаждайся теперь каждым моментом. В том числе и лекциями.
- Считают, что лекция – отличный повод подключить к запоминательному процессу слуховой канал. Уверены, что чем больше каналов активировано, тем больше информации удастся запомнить. И качественнее.
- Используют лекцию в качестве возможности пообщаться с однокурсниками и проконсультироваться по непонятным моментам с преподавателем, получить четкие ответы на вопросы.
О посещении лекций студентами на законодательном уровне
Согласно «Закону об образовании» учащийся вуза имеет обязанности перед учебным заведением. Одна из них – посещение аудиторных занятий (лекций, лабораторных и практических работ).
Кроме того, студенты платного отделения, подписывая договор с вузом, в котором есть обязательный пункт об участии студента во всех видах занятий, предусмотренных образовательной программой.
Бюджетники при поступлении в вуз по умолчанию соглашаются с уставом учебного заведения. А каждый устав гласит, что посещать лекции входит в обязанности студентов.
Отношение преподавателей к прогульщикам
Стоит отметить, что прогульщики делятся на категории.
- Злостные предпочитают вообще не появляться на лекциях и предстают перед лицом преподавателя исключительно на экзамене.
- Умеренные посещают те лекции, которые им интересны, а для порядка могут осчастливить своим присутствием несколько лекций того преподавателя, предмет которого (или стиль проведения занятий) им неинтересен.
- Умные (а преподаватели их называют хитрыми) могут несколько раз «мелькнуть» на лекциях, но при этом у них есть все конспекты, все необходимые лабораторные и контрольные работы и вся необходимая информация, которую преподаватель давал только на лекции.
Преподаватели относятся к прогулам студентов по-разному, поскольку они тоже относятся к разным категориям:
- принципиальные считают свой предмет очень важным и требуют от студентов присутствия на каждой лекции или официального подтверждения уважительной причины непосещения (справки от врача, например);
- снисходительные не обращают внимания на процент наполненности аудитории, иногда даже не отмечают прогульщиков – такое впечатление, что им самим нравится, когда на лекции мало народа;
- перестраховывающиеся или злопамятные вроде бы и не обращают внимания на количество студентов на лекции, но прогульщиков отмечают и на экзамене припоминают им все;
- добрые и харизматичные – у них всегда все в порядке с посещаемостью, студенты с удовольствием приходят на лекции, а если кто отпрашивается, того отпускают без лишних вопросов и условий.
Если не планируешь посещать все лекции подряд, присмотрись к преподавателю. Его отношение к прогульщикам в частности и к студентам вообще поможет составить прогноз, насколько сложно тебе будет сдавать экзамен, если пропустишь хоть одну лекцию.
Бывает, что преподаватель, который не очень пристально следит за посещаемостью, на экзамене вдруг вспомнит, что именно твое лицо на его лекциях не примелькалось. И начнет спрашивать то, что на лекциях рассказывал и просил хорошенько запомнить.
В общем, прогулами лучше не злоупотреблять. А если считаешь, что лекции дадут тебе знаний не больше самостоятельной подготовки, перейди на свободное посещение. Но для этого нужно указать уважительную причину и быть готовым, что в деканате ее могут счесть недостаточно уважительной и отказать.
Что дает посещение лекций
Посещение лекций становится не унылой обязаловкой, а очень интересным занятием, если преподаватель читает дисциплину так, что ею невозможно не заинтересоваться.
Как бы там ни было, но вуз дает те знания, которых больше не найдешь нигде – ни в учебниках, ни в Интернете. Хороший преподаватель настолько досконально знает свой предмет, так умеет раскрыть тему с самых неожиданных сторон, так может преподнести самую затертую формулу, что оторваться невозможно. Поэтому пропуская занятия, ты лишаешься уникальных знаний и шанса полюбить предмет, которого раньше терпеть не мог.
Лекция – прекрасная возможность развить память и довести запоминание материала почти до автоматизма. Проведи простой эксперимент: слушай и конспектируй лекцию, не стараясь вникать и запоминать. А через некоторое время перечитай или перескажи конспект. Ты удивишься, как много у тебя получилось запомнить.
Постоянное посещение аудиторных занятий поможет обратить на себя внимание педагога. Бонус – зачет автоматом или дополнительные баллы на экзамене.
Что делать, если лекция все-таки скучная
Если преподаватель читает предмет нудно, а присутствовать на лекции необходимо, можно использовать ее как площадку для других занятий:
- слушать любимую музыку или курсы иностранного языка через наушники;
- готовиться к экзаменам;
- читать интересную литературу;
- подремать.
Конечно же, все это нужно делать не в открытую, а тихонько, не привлекая к себе внимания не только преподавателя, но и однокурсников.
Вернуться назад