Термин «сторителлинг» – это ни что иное, как рассказывание историй. Его используют уже давно, вспомни, сколько сказок создано народами за время их существования. Предки при помощи ярких и необычных историй передавали следующим поколениям свой опыт. За основу брали реальные события, факты, людей, но наделяли их мистическим характером, добавляли метафоричности. Таким образом, история становилась ярче, вызывала определенные эмоции, запоминалась.
Этот метод используют педагоги для развития фантазии и речи у дошкольников и маркетологи для продвижения товаров.
Как сторителлинг поможет студенту в учебе, разберемся в этой статье.
Также расскажем, какие техники сторителлинга лучше применять при изучении определенной дисциплины.
Чем хорош сторителлинг для учебы
Сторителлинг помогает превращать скучные конспекты в занимательные истории, а непонятные термины в простые ненаучные слова, и, таким образом, способствует запоминанию большого количества информации и узкопрофильной терминологии.
Чтобы ты понял и запомнил, на простом примере предлагаем рассмотреть, как это работает.
Воспитатель хочет научить детей в садике логически связывать мысли и предложения, а заодно развить у них фантазию и память. В качестве инструмента он берет кубики с картинками – те, на каждой из сторон которых изображены разные предметы или персонажи. Воспитатель предлагает детям выбрать несколько и придумать историю, из которой можно было бы понять, что это за персонажи и предметы, что они делают и как взаимодействуют. Им можно давать имена, и закручивать сюжет, как только вздумается. И чем необычнее, смешнее или нелепее подучится история, тем лучше ее запомнят дети.
Подобным образом можно поступить с любым конспектом и любым набором дат и формул: создать карточки с изображениями, стикеры с написанными на них формулами и терминами или даже собственную простейшую компьютерную программу, генерирующую слова и ассоциации. Любой из вариантов будет полезен.
Да и шпаргалки можно написать! Но не стандартно, а в виде историй. К такой ни один преподаватель не придерется. Да, она, собственно и не понадобится на экзамене. Такая шпаргалка пригодится в процессе подготовки в качестве метода запоминания.
Техники сторителлинга для студента
Рассмотрим несколько способов сторителлинга: для того, чтобы у тебя был выбор, и для того, чтобы применять их для изучения разных дисциплин. Не каждая техника рассказывания историй одинаково подходит для гуманитарных и для точных наук.
Изменение жанра
Лучший способ для запоминания больших массивов информации, не перенасыщенной точными формулами, терминами и датами. Подходит, чтобы запомнить объемный конспект лекции по гуманитарной дисциплине или большой текст без сложных абзацев.
Как применять: стилистически переформулировать предложения, добавить больше экспрессии, прочесть абзац вслух. Проанализировать, насколько новый текст отличается от старого и насколько легче он «умещается в голове» по сравнению с прежним – скучным и трудно запоминающимся.
Диалог с разъяснениями
Техника подходит для запоминания терминологии. Диалог можно вести как с однокурсниками, изучающими эту же дисциплину, так и с членами семьи или друзьями, которые очень мало знают о предмете, так и с самим собой.
Как применять: придумать простые определения для сложных предметов и рассказать слушателям. Они же, в свою очередь, должны требовать дополнительных разъяснений и задавать уточняющие вопросы.
Если используешь этот метод сторителлинга в одиночку, создай набор карточек с вопросами. Вопросы могут быть самые нетематические: «зачем это создано?», «кто придумал?», «что автор имел в виду?», «чего он хотел добиться?», «что, в результате, получилось?», «когда это случилось?», «почему оно существует?».
Использование начальных букв
Метод подходит для тех случаев, когда студент термины/события помнит хорошо, но путается в их порядковом расположении.
Как применять:
- составить список терминов/событий по порядку;
- в этом же порядке выписать первые буквы каждого из слов;
- составить любую фразу, которая легко визуализируется, из тех же букв в том же порядке.
Чем необычнее и смешнее получится фраза, тем легче ее запомнить и ассоциировать.
Цифра+буква
Техника эффективна для запоминания чисел. Ее суть в том, чтобы каждое из 10 основных чисел соответствовало букве.
Как применять: создай свой «тайный шрифт», где 0 – это буква «у», а 2 – «а». И пиши истории цифрами. 20 – получается слово «ау».
Но этот способ можно применять только в том случае, если безошибочно помнишь связь между буквами и цифрами.
В помощь – рифма и хорей
Не только хорей пригодится для запоминания далеко не поэтической информации – ямб и амфибрахий тоже подойдут. Это уже будет не совсем сторителлинг, но метод рабочий и хорошо себя зарекомендовавший. Подходит для запоминания самого сложного и непонятного материала по любой из дисциплин.
Как применять: из формул, чисел, сложных терминов необходимо создать рифму. Согласись, что любое название, событие, вычисление можно впихнуть в какой-то из стихотворных размеров и получить странноватую поэзию. Не совсем художественную и совсем не идеальную, но очень эффективную. Она запомнится. А это нам и нужно.
Корявость «стиха» не имеет значения, как и то, что не все формулы гладко вписываются в размер. Главное достоинство «произведения» – способность запоминаться.
Возьми десяток или сотню рекламных стишков. Хоть один из них ты сможешь назвать нормальным? А помнишь большинство! В этом и заключается главная идея метода.
Сторителлинг – один из лучших способов передачи и запоминания информации. Используй несколько техник сразу, и ворвись в число лучших студентов своего вуза.
Вернуться назад