Эта статья будет полезной для тех, кто ищет ответ на вопрос: как поступить в театральный, и уверен в своем таланте, а также в том, что учиться в театральном вузе легко и просто – как роль играть.
Спойлер: все не так просто, как кажется или как хотелось бы. И обучение творческой профессии, и сама профессия требуют много труда и даже некоторой жертвенности. Вот, например, готов ли ты пожертвовать выходным или свободным вечером ради репетиции и шлифовки роли зонтика/ежика/муравья, которую должен отыграть безукоризненно?
Ну, и еще будь готов к аудиторным занятиям (лекциям) и написанию курсовых – как в обычном вузе.
Какие репетиторы нужны для подготовки к поступлению в театральный
При поступлении в театральные вузы с абитуриентов спрашивают больше. Здесь одними баллами ЕГЭ не обойдешься, даже если они высокие (в среднем, хватает 60 баллов за одну дисциплину), нужно еще доказать талант.
Для этого абитуриент обязан участвовать в творческом конкурсе, согласно выбранной специальности: вокальном, хореографическом, актерского мастерства.
Творческие конкурсы, как правило, состоят из нескольких этапов, а опытные члены комиссии видят абитуриентов насквозь. Если у поступающего потенциала нет – то его нет. Конкурс он не пройдет. Если есть хоть искра, ее попытаются раскрыть прямо во время конкурса. Поэтому и такой временной разброс в период творческих прослушиваний: одни убеждают преподавателей в своих способностях за пять минут, другим для этого нужно больше часа.
Среднее время прослушивания абитуриента – 10-20 минут.
Для того, чтобы не задерживаться перед комиссией надолго, следует позаботиться о подготовке к творческому конкурсу заранее и нанять репетитора по тому творческому направлению, на которое собираешься поступать.
Важно: если есть возможность, несколько раз посети логопеда и избавься от речевых огрехов (неправильного произношения или регионального говора).
Но и о стандартных дисциплинах и обычных экзаменах не стоит забывать.
Чтобы поступить в театральный вуз, необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и в некоторых вузах по обществознанию.
Поступил. Что будешь изучать
Теоретический блок дисциплин в театральном вузе обязателен для изучения на всех факультетах и направлениях. Неважно, какие творческие профессии ты предпочитаешь и по какой выбрал учиться, тебе будут преподавать историю:
- музыки;
- театра;
- кинематографа;
- литературы.
Практические занятия для студентов театральных вузов, выбравших актерскую специальность, проходят в творческих мастерских, где они осваивают и оттачивают:
- сценические движения;
- искусство речи;
- ораторское искусство;
- хореографию;
- фехтование;
- ритмику;
- вокал;
- основы грима и постижа.
С первого курса… да что там курса – с первого дня обучения в театральном институте студенты принимают участие в постановках сценок и этюдов, работают над ролями, выступают перед однокурсниками.
Особенности обучения по курсам
Среди абитуриентов театральных вузов существует общее заблуждение. Они считают, что известность и востребованность придет к ним уже через несколько месяцев после обучения. Ну, как же: и талант есть, и умопомрачительная внешность – как такого не заметить? Еще они думают, что известные режиссеры так и рыщут по театральным институтам в поисках нужного типажа.
Но реальность не всегда соответствует мечтаниям. Нужно быть морально готовым к тому, что тебе с твоей прекрасной внешностью и безусловным талантом не предложат главной роли даже в студенческой постановке. И дело не в том, что ты плохой актер, а в том, что это, видимо, не твоя роль.
Но подумай, разве нельзя гениально сыграть одуванчик, фантик или забор? Это требует еще больше труда и таланта. И после таких ролей, хороших актеров, обычно, замечают.
Особенности обучения студентов по курсам следующие.
1 курс
Основы и цирковое искусство. Студентов обучают жонглировать, преподают основы клоунады. На первом курсе студенту театрального как раз и приходится изображать тот самый пресловутый одуванчик или табурет.
2 курс
Студентам-второкурсникам уже доверяют постановку отрывков из сказок или рассказов с не самой серьезной драматургией.
3 курс
Студентов привлекают к участию в мюзиклах. Ради этого в творческих мастерских и преподают вокал актерам. Также третьекурсники работают над постановками с более выраженной драматической составляющей.
4 курс
Подготовка к дипломному общекурсовому спектаклю.
5 курс
Дипломный спектакль плюс написанная по нему дипломная работа.
Обучение в театральном вузе – это огромный труд и ненормированный день в качестве подготовки к профессиональной деятельности с ее нагрузками, множеством репетиций и вечерними спектаклями.
Так в театральном еще и курсовые пишут!
Чтобы это не стало неожиданностью, ознакомим тебя с некоторыми темами курсовых работ для студентов театральных вузов:
- «Актер и работа над ролью»;
- «Актерское мастерство в педагогике»;
- «Сценическое внимание актера»;
- «Внутренний мир драматургии Гоголя»;
- «Театральная цензура в ХХ веке».
Ожидания и реальность: почему многие студенты так и не становятся выпускниками
Не все выпускники театральных вузов становятся знаменитыми, и не все первокурсники становятся выпускниками. Многие уходят из вуза, недоучившись и разочаровавшись.
В качестве лекарства от чрезмерного очарования, прими к сведению соотношение ожидания и реальности обучения в театральном институте.
О ролях
Ожидаешь: я получу лучшую роль с первых дней занятий.
Реальность: конечно, получишь. Да и кто может утверждать, что роль комода не может быть лучшей? В любом случае, «комодом» или «торшером» так и придется простоять целый год. И только в конце второго курса можно рассчитывать на какие-то человеческие роли. Но тут приходит понимание, что надо бы еще побыть в «тренировочном лагере», еще немного «пошлифоваться» в уже привычных ролях неодушевленных предметов. Или другое понимание: что тебе никогда не выбраться из этих ролей.
О парах
Ожидаешь: да, будут пары. Как и в других обычных вузах.
Реальность: театральный вуз не обычный, а творческий. Занятия в нем могут длиться с 8 до 23 часов. Иногда – дольше. Но это лишь когда запланирована ночная репетиция. В первой половине дня студенты театрального института заняты изучением общеобразовательных предметов, сценической речи и хореографии. Вторая половина – это 6-8 часов обучения актерскому мастерству.
Об успехе
Ожидаешь: буду выкладываться на все 100, стану лучшим и меня завалят ролями.
Реальность: не завалят, если преподаватель не будет видеть студента именно в этой роли.
При поступлении в театральный институт хорошо бы руководствоваться фразой: «В театре справедливости не бывает».
Вернуться назад