Опросы SuperJob о дистанционном образовании, которые компания проводила зимой этого года, показали, что 90% родителей школьников относятся к удаленному обучению негативно.
Это, скорее всего, связано с обстоятельствами, которые вынудили школьников учиться, не выходя из дома. Ковидные ограничения не нравятся никому. Особенно, если они демонстрируют слабые стороны системы образования, которой сложно быстро перестроиться на дистанционную учебу.
В то же время получение образования в онлайн-формате не стало шоком для студентов, многие из которых выбрали эту форму обучения еще до появления ковида и считают ее очень удобной и выгодной.
Насколько популярно дистанционное обучение и есть ли у него недостатки, рассказываем в этой статье.
ДО для городского и сельского жителей
Делить людей на городских и сельских – не самое лучшее занятие. Но здесь это необходимо для того, чтобы показать универсальность дистанционного образования и его доступность вне зависимости от места проживания.
Итак, почему ДО выбирают студенты из больших центральных городов, чем этот формат их устраивает:
- гибкостью графика и экономией времени (не нужно тратить часы на дорогу и прокладывать маршруты, добираясь до университета);
- экономией сил и сохранением привычного комфорта (учиться из дому всегда комфортно);
- исключением негативных повседневных сценариев (завтрак на ходу, выход на улицу в плохую погоду портят и здоровье, и настроение);
- экономией денежных средств (не нужно тратить деньги на транспорт, да и стоимость дистанционного обучения гораздо ниже, чем очного).
Чем устаивает дистанционное обучение студентов из небольших городков, сел и отдаленных регионов:
- возможностью получать образование в самых престижных вузах страны;
- экономией средств и времени (не нужно тратить деньги на билеты, а время на длительные перелеты или переезды, не нужно снимать дорогостоящее жилье на период учебы);
- выбором вариантов согласно финансовым возможностям (не всегда и не у всех достаточно средств на оплату дистанционной программы топового вуза, но есть возможность приобрести не менее качественную программу в менее «раскрученном» учебном заведении).
Контролировать время обучения без привязки к расписанию – очень удобная опция. Ее положительно оценили все студенты-дистанционщики. Особенно те, которые сочетают обучение и работу или обучение по двум направлениям одновременно.
Популярно ли дистанционное обучение в России
Отношение к ДО зависит от опыта удаленного обучения определенного человека. В самом начале статьи были приведены данные опроса одной категории. Но если родители школьников не воспринимают онлайн-формат обучения как эффективный, то это не значит, что представители других возрастных или социальных категорий относятся к дистанционному образованию так же негативно.
Судя по опросам, опыт дистанционного обучения имеет около 80% населения в возрасте от 18 до 45 лет. Это необязательно обучение в вузе – курсы, мастер-классы, тренинги тоже вошли в перечень.
При этом почти половина респондентов высказалась в пользу смешанной формы обучения. Поскольку при дистанционной многим не хватает живой подачи учебного материала, общения с однокурсниками и преподавателями. Эта группа респондентов отметила меньшую вовлеченность в процесс обучения, если он проходит удаленно.
В пользу диистанционного образования высказались студенты, которые благодаря этому формату получили возможность выбора среди иностранных вузов. Абсолютную поддержку ДО получило и от студентов, способных грамотно планировать свое время и обладающих достаточной самодисциплиной и усидчивостью.
Еще часть респондентов отметила, что при дистанционном обучении появляется много отвлекающих факторов, которые мешают сфокусироваться на изучении материала, отсутствие мотивации, а также невозможность для преподавателя заметить и оценить реакцию студента на поданную информацию: понятна ли она, или следует объяснять дальше, нужно ли проиллюстрировать сказанное примером или инфографикой.
Вывод следующий: основными недостатками дистанционного образования названы отсутствие живого контакта, низкая вовлеченность в процесс обучения, а также торможение самого процесса, если студент не дисциплинирован и не усидчив.
Согласно данным Cedar Group, эффективность дистанционного обучения проявляется в проценте сокращения времени обучения (он составляет порядка 30-45 %) и скорости запоминания учебного материала (возрастает на 15-25%). Нельзя сказать, что эти цифры стабильны – они во многом зависят от сложности изучаемого материала и методов его подачи.
Несмотря на присутствие минусов при ДО, этот формат находит все больше сторонников. И если говорить о том, что дистанционное образование вытесняет традиционное, еще рано, то утверждать, что оно составляет традиционным формам обучения сильную конкуренцию – вполне уместно.
Перспективы дистанционного обучения
Эксперты отмечают, что формат дистанционного обучения мог бы стать идеальным решением для студентов разных возрастов, разного состояния здоровья, различного материального благосостояния и территориальной отдаленности от больших городов. Такая форма образования необходима в современном обществе, она помогла бы решить множество проблем учащейся молодежи.
Но о единой электронной системе ДО говорить пока не приходится, поскольку каждый вуз самостоятельно разрабатывает и внедряет собственную систему, пытаясь стать новатором в деле продвижения е-образования и стараясь привлечь как можно больше студентов.
Остаются также вузы (из числа ранее пассивно наблюдавших за внедрением цифровых технологий в образовательный процесс), которые нехотя, из-под палки, только-только начинают разработку модулей для дистанционного обучения. Консерваторский подход тяжело победить, если ректоры не хотят от него отказываться.
Для того, чтобы дистанционное обучение в нашей стране обрело популярность и развитие, необходимо соблюдение нескольких условий:
- Совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий.
- Создание новых форм учебной среды.
- Вовлечение учебных заведений в тестирование методик дистанционного обучения.
Предлагаемая на нынешнем этапе развития системы ДО модель – интеграция е-образования с традиционными формами обучения.
Вернуться назад