Исследователи-социологи доказали, что успешные и неудачливые люди мыслят совершенно по-разному и по-разному воспринимают одинаковые жизненные ситуации. А один из преподавателей Екатеринбургского монтажного колледжа, наблюдая за студентами во время и после обучения, пришел к выводу, что успешные люди еще и учатся иначе. Они практикуют эффективное обучение. И даже, если у них нет готовых методик, они создают их сами.
В этой статье предлагаем некоторые из общеизвестных способов эффективного обучения и несколько уникальных, которые В. Захаров разработал для своих учеников. За период их применения педагог заметил, что у студентов возросли интерес к учебе и уровень успеваемости.
Метод наглядного примера
Сколько теоретического материала ни учи, каким бы подробным он ни был, без конкретных и наглядных примеров по теме, он окажется не ярким и не запоминающимся.
Качество усвоения нового материала возрастает на 40-60%, если он иллюстрирован примерами. Да и на экзаменах много внимания уделяют именно примерам – если студент немного «плавает» в терминологии, но может объяснить тему на примере, преподаватель вполне может сделать снисхождение и повысить балл.
Многие из студентов заявляют, что не могут понять новые параграфы, пока они «голые» и не оформлены удачными примерами.
Метод обобщения
Подавляющее большинство успешных людей и высококлассных специалистов обладают способностью обобщения информации. Они не считают нужным (и это действительно нем нужно!) запоминать все подряд, а выбирают из огромного массива данных только то, что можно применить в работе или в жизни.
В распоряжении современного человека есть такой мощный инструмент как Интернет. Студент и даже школьник используют его для быстрого поиска необходимой информации. Но в таком огромном потоке данных легко затеряться, отвлечься от важного – что называется, «утонуть». Поэтому необходимо тренировать свое внимание, уметь сосредоточиться на главном и отсечь второстепенное. Таким образом, студент усвоит основной костяк знаний, а затем, при необходимости, сможет «нарастить» на нем дополнительные слои.
Метод систематизации
Система – это порядок. Упорядоченные знания – это связанность и практичность. Полученная информация в процессе усвоения новых знаний должна попадать на определенное место в памяти, чтобы не оставаться отдельной, а становиться элементом общей конструкции.
Уровень систематизации знаний зависит, по большому счету, от педагога. Чем он выше, тем эффективнее студенты усваивают образовательную программу.
Метод концентрации внимания
Ни одна задача не будет выполнена, ни одна тема изучена, когда студент не сконцентрирован на учебе. Если человек стремится к многозадачности в процессе обучения, то это приносит немало вреда. Да, сейчас многие пропагандируют многозадачность, умалчивая при этом, что такой способ не способствует качественному обучению. Это, скорее, видимость работы, нежели работа. Обучение по такому методу не является ни эффективным, ни продуктивным, а основывается на поверхностном ознакомлении с информацией.
Чтобы повысить эффективность обучения, и не переключаться на другие дела, следуй простому алгоритму:
- Определи основное задание на день / час.
- Не берись за изучение других тем/дисциплин, пока не закончишь основную.
- В перерывах между учебой просто пассивно отдыхай или займись легкой физкультурой: чтение художественной литературы в качестве замены чтения учебников – очень плохая идея.
Смена обстановки посередине рабочего процесса тоже очень отвлекает и мешает сконцентрировать внимание на изучаемой теме.
Метод повторения
Повторять пройденный материал, особенно те абзацы, которые труднее всего поддаются пониманию и запоминанию, – проверенный годами и поколениями способ обучения. Его эффективность вряд ли нужно подвергать сомнению. Его можно применять ежедневно при изучении любой из дисциплин, он всегда оправдывает потраченное на него время и усилия.
Среди техник запоминания именно интервальные повторения считают самыми результативными.
Метод вопросов и ответов
Для более качественного усвоения новой темы, необходимо создать список вопросов по ней и дать на каждый максимально полный и исчерпывающий ответ. Этот метод применим как для одного человека, так и для группы учащихся.
Нюанс: при использовании метода «вопрос/ответ» в одиночку, необходима честность перед собой. Если не очень точно отвечаешь, «плаваешь» по теме, признай это и доучи материал.
Метод самостоятельной работы
Этот способ обучения распространен среди студентов заочного и дистанционного отделений. Они вынуждены максимум времени посвящать самостоятельным занятиям, самостоятельному поиску и анализу нужной информации. И, как показывает практика, студенты-заочники и дистанционщики более успешны в учебе. А затем – и в работе. Поскольку они выработали полезную привычку не надеяться ни на кого, кроме себя.
Метод воспроизведения
Для закрепления полученных знаний одним из наиболее эффективных приемов оказался способ тестирования. Если пройти тест сразу после изучения нового материала, результат будет самым высоким.
Тестирование создает ассоциативный ряд и способствует вспоминанию информации, не связанной с конкретной темой. Если студенту нужно быстро разобраться в новом или сложном учебном материале, лучше пройти несколько тестов, чем несколько раз перечитывать параграфы.
Что еще предпринять для эффективного обучения
В качестве дополнительных приемов можем порекомендовать использовать несколько источников информации – кроме учебника и конспекта, можно найти много интересного на авторитетных интернет-сайтах, в библиотеках, в научных периодических изданиях.
Очень действенен метод норматива и стимула. Ты ставишь перед собой задачу и назначаешь за нее вознаграждение, например: сегодня я напишу 3 страницы реферата и выучу 2 параграфа по экономике, а за это вечером пойду в кафе. И да – награда возможна только при условии выполненной работы.
В список эффективных способов обучения входит и письмо от руки – то есть конспектируют за преподавателем студены не зря. Однако смысл этого способа теряется, если конспект написан небрежно и непонятно для самого автора. Освежить в памяти полученную информацию помогут только аккуратные, грамотно оформленные записи.
Вернуться назад