Оказывается, чтобы обучение было действительно эффективным, необязательно придерживаться привычных правил и давно известных методов. Тем более, что как показывает практика, многие из них не работают. Современные эффективные методы обучения могут несколько удивить. В иные из них даже поверить трудно. Но все же попробуй хоть один из них и убедись, насколько он тебе подходит, насколько экономит твое время и силы.
О необычных и непривычных, но очень эффективных способах обучения рассказываем в этой статье. Они помогут быстрее и легче подготовиться к экзаменам, натренировать память, повысить уровень успеваемости.
Разнообразие в учебе: что это и как работает
Наверное, среди выпускников школы разных годов и даже десятилетий не найдется такого, который бы не знал пословицу «Повторенье – мать ученья». Почти все учителя воспитывали на ней многие поколения школьников и всегда считалось, что повторять новый материал множество раз – единственно правильный способ его хорошенько запомнить.
Оказалось, что это не совсем так. Хотя повторение дает свои плоды, поэтому через многие годы в нашей памяти так и держатся таблица умножения и отрывки из произведений классиков.
Но новые методики позволяют быстро обрабатывать и запоминать большие объемы информации другими способами. Один из них – разнообразие/чередование задач. Оказалось, что именно поочередное изучение приносит больше пользы, нежели длительное повторение одного и того же.
Например, при изучении нескольких формул эффективнее будет запоминать их все по очереди, а не сначала качественно запомнить одну, затем потратить столько же времени на запоминание другой, затем третьей.
Эффективнее и целесообразнее потратить десять минут на то, чтобы выучить весь набор формул, чем одну.
Не запомнил все и сразу? Ничего страшного. Проверь, сколько выучил и сколько можешь отобразить по памяти. Затем доучи остальные.
Таким же образом поступай с изучением текста наизусть. Учи не «кусочками», а весь полностью, постоянно проверяя себя и уделяя больше внимания сложным фрагментам.
Сменить обстановку – это просто
Случаются такие моменты, что просто физически невыносимо продолжать работу/обучение, сидя на одном месте. Это почти необъяснимо, но возникает желание что-то поменять. Горшок с цветком переставить, что ли… Хотя непонятно, чем он мешает и как поможет сосредоточиться его отсутствие или присутствие перед глазами.
А оно помогает, как ни странно!
Смена обстановки стимулирует ассоциативное восприятие. Уставший мозг ищет причину усталости. И вот ты ее предоставляешь: это беспорядок на рабочем столе, слишком яркий корешок книги на полке, слишком темный угол, в котором размещен компьютер. Причина найдена, ты ее ликвидировал (убрал на столе, спрятал книгу, переставил компьютер с креслом в другое место). Все! Проблема решена, можно успешно продолжать занятия.
У некоторых людей ассоциативное мышление связано со вкусами и запахами. И это тоже можно (и нужно) использовать для эффективного обучения. Например, если ты учил формулы по физике в кофейне, то ты их обязательно вспомнишь, уловив аромат свежезаваренного кофе.
Чередование работы и отдыха
Метод не относится ни к новым, ни к необычным. Но он рабочий и он оправдал себя еще со школьных времен. 40-45 минут урока, маленькие перемены и большая получасовая перемена – как это всем нам знакомо с детства! Не использовать этот давно проверенный способ нельзя: от беспрерывного обучения наступают усталость, апатия и депрессия.
Поэтому разбей время занятий на блоки:
- 25 минут обучения;
- 5 минут перерыва;
- 30-минутный большой перерыв после 4 циклов работы и короткого отдыха.
Полезно периодически «проветривать» мозг, меняя тип работы: из умственной на физическую. Или же просто прерывая занятия в пользу прогулки на свежем воздухе.
Хочешь научиться – сам стань учителем
Один из эффективных методов обучения – пересказ или объяснение материала кому-то. Если не можешь запомнить и выучить информацию, попробуй объяснить ее другому человеку, подбирая простые слова и доступные для понимания формулировки.
В роли «ученика» может быть кто угодно: приятель, далекий от предмета, который ты ему пытаешься объяснить, родители, у которых знания явно устарели, или твой детский плюшевый мишка. К каждому из слушателей относись максимально серьезно, старайся донести до них информацию как можно полно и точно. Тогда и сам запомнишь все детально.
Может слышал: айтишники для решения сложных задач разработали и используют «метод утенка»? Он заключается в том, что программист при возникновении трудностей в решении задачи должен правильно и точно сформулировать вопрос и задать его резиновому утенку или другому неодушевленному предмету. Считается, что в грамотной формулировке вопроса содержится 50% ответа. А то и больше.
Однозадачность и концентрация внимания
Без концентрации внимания на определенной задаче не срабатывает ни один метод обучения, каким бы эффективным его ни называли. Кстати, а ты заметил, что мало кто из экспертов говорит о вреде многозадачности? Если хвататься за все и сразу, не получится выучить ничего (но не перепутай многозадачность с поочередностью, о которой мы говорили выше – это разные подходы). Даже те несколько билетов, которые получится поверхностно запомнить, улетучатся из памяти.
Поэтому – только однозадачность.
У тебя возникнет резонный вопрос: как совмещать метод однозадачности со всем тем, что уже рекомендовано в этой статье – сменой обстановки и рода деятельности, чередованием и т. д. Да все просто:
- наметь основную задачу на день;
- пока решаешь эту задачу, не берись за другие второстепенные дела;
- тип деятельности меняй в период отдыха;
- не меняй обстановку посреди рабочего процесса.
И вот еще что важно: мозг эффективно работает и развивается только в условиях поочередного разнообразия задач. То есть, успешно решив одну задачу, приступай к решению другой. Тогда все будет получаться легко.
Вернуться назад