Как правило, школьникам (и младших, и старших классов) репетитора ищут родители. Но даже опыт взрослых не становится гарантией того, что выбранный учитель окажется идеальным в знаниях или в подходе к ученику.
Студенты очень изредка и в крайнем случае пользуются услугами репетиторов – только когда по предмету полный завал или когда нужно в сжатые сроки освоить тему. В основном, студенты ищут репетиторов для лучшего изучения иностранных языков, а еще чаще сами нанимаются вести занятия со старшеклассниками перед ЕГЭ.
Тема поиска «своего» репетитора настолько актуальна, что мы возвращаемся к ней еще раз.
В этой статье выясним, каким должен быть «правильный» репетитор, как понять, что учитель и ученик не подходят друг другу (и речь не о стоимости услуг), и какова роль репетитора в подготовке к экзаменам – можно ли вообще обойтись без него.
Чем поможет репетитор, кроме занятий
Индивидуальные занятия с репетитором приносят в разы больше пользы, чем коллективные занятия в классе.
- Индивидуальный подход, позволяющий учителю быстро понять сильные и слабые стороны ученика, особенности его характера и интересующие его темы. Это позволяет вести занятия более эффективно, не захватывая все темы сразу, не отвлекаясь на второстепенное.
- Тщательная проработка конкретных тем. Это касается сложных или непонятных ученику параграфов.
- Открытость и откровенность ученика. В процессе индивидуальных занятий он может, не стесняясь, спрашивать и переспрашивать учителя по теме, просить повторного объяснения, если не понял с первого раза, не рискуя задерживать весь класс и не боясь насмешек со стороны одноклассников.
Кроме пользы занятий, репетитор обеспечивает ученику еще и моральный комфорт, а также может помочь советом, касательно порядка подготовки к экзамену или поиска лучших источников и материалов для подготовки.
Часто репетиторы обеспечивают учеников проверенными методическими материалами, благодаря которым подготовка к экзаменам становится легче, продвигается быстрее и качественнее.
Что значит «хороший репетитор»
У каждого свое понимание термина «качественный учитель». Большинство родителей (а мы уже отметили в начале статьи, что именно они берут на себя ответственность за поиск репетитора) считает, что чем больше у педагога знаний, тем он лучше. Но уровень знаний может перечеркнуть безответственное отношение к работе (отменил занятие за несколько минут до начала), неуважительное отношение к ученику, невозможность найти общий язык с учеником.
Очень часто дети жалуются родителям, что им некомфортно в обществе этого учителя и это мешает воспринимать материал. К таким замечаниям ребенка нужно не просто прислушиваться, ими необходимо руководствоваться – иначе деньги репетитору заплатите, а толку от занятий окажется не так много.
Обычно ученики чувствуют себя неуютно, если репетитор излишне строг или консервативен. Многие учителя «старой закалки» предпочитают учить такими же старыми методами, считая их самыми надежными. Это не всегда уместно при нынешнем развитии технологий в образовании.
Не самый правильный вариант, когда родители предлагают репетитора, который всем устраивает их, но не нравится ученику. Мнение ребенка обязательно нужно учитывать, ведь это ему придется тесно взаимодействовать с педагогом.
Кстати, вузовские преподаватели, которых так любят нанимать родители для подготовки к ЕГЭ, не всегда подходят для занятий со школьниками. Представителям именно этой категории педагогов сложнее всего найти подход к ученикам детского и подросткового возраста.
Итак, идеальный репетитор:
- обладает необходимыми компетенциями в преподаваемой дисциплине;
- готовит к ЕГЭ по актуальным методическим материалам;
- по темпераменту и стилю преподавания совместим с учеником;
- работает согласно плану занятий;
- обязательно проводит бесплатный пробный урок.
Ценовой диапазон услуг репетиторов довольно широк. И формула «дешево=качественно» с репетиторами в большинстве случаев не работает.
Хотя вполне можно найти репетитора среди студентов, которые отлично знают и могут объяснить предмет, не завышая прайс.
Способы поиска репетитора
Два самых распространенных метода, как найти репетитора – по знакомым и по Интернету.
И первый, и второй варианты не гарантируют, что преподаватель с первого клика или с первого отзыва окажется тем, кто нужен.
Не всегда учитель, который привел в восторг ваших коллег, знакомых, родственников, сможет вызвать подобные чувства и у вас. Тем более, что при выборе репетитора следует руководствоваться не ощущениями, а разумом.
Не всегда тот, кто красиво описал себя на сайте, в жизни оказывается высококвалифицированным специалистом.
Как не ошибиться?
При поиске через знакомых разузнайте о педагоге не у одного человека. Найдите нескольких, кто с ним сотрудничал, расспросите детально: по какому предмету занимались, как относился к обязанностям, как относился к ученику, насколько у ребенка повысился уровень знаний и за какой период времени это произошло.
При поиске через Интернет особое внимание обращайте на отзывы реальных людей и баллы за профессионализм. Если оценка ниже 4,8 – это уже тревожный звоночек – значит несколько учеников поставили учителю 3 балла или меньше.
Количество отзывов тоже может о многом сказать. Если репетитор уверяет, что имеет большой опыт в работе, а отзывов меньше десяти, это тоже повод задуматься, а не преувеличивает ли он. Хотя попробуйте поискать отзывы об этом педагоге на нескольких сайтах – вполне возможно, что он разместил свой профиль не на одной площадке и отзывы есть и тут, и там.
Также обращайте внимание на процент наполненности профиля и подробное описание своего опыта работы, программы, по которой репетитор ведет подготовку.
А может обойтись без репетитора?
Занятия с репетитором, конечно, не гарантия наивысшего балла, но отличное подспорье в подготовке к ЕГЭ.
Имея в активе тысячи часов занятий, качественный репетитор вооружит ученика техниками и методами, которые помогут ему сэкономить время и предоставить ответы, соответствующие не только ожиданиям экзаменационной комиссии, но дополнительным баллам.
Персональный наставник помогает ученику понять теоретическую часть, буквально «разжевывая» каждую формулу или термин, и оценивает, насколько правильно ученик выполнил вторую часть задания. Самостоятельно оценить уровень точности выполнения задачи ученику очень трудно.
Репетитор может объяснить нюансы «размытых» вопросов и требований в формулировках заданий, в которых ученику без помощи сложно разобраться.
Вернуться назад