Внедрение и использование новейших технологий в сфере образования позволяет абитуриенту делать выбор: какая форма обучения для него лучше: очная или дистанционная. На этот вопрос нельзя ответить однозначно, поскольку у каждого разные взгляды на традиционный и новый форматы образования, да и материальные возможности различные, и жизненные ситуации. А именно от этих факторов и зависит выбор варианта обучения.
Традиционное очное выбирают вчерашние школьники, люди не обремененные семьей и работой, готовые проводить много времени в учебном заведении и желающие познать настоящую студенческую жизнь во всех ее проявлениях.
Получить высшее образование дистанционно готовы студенты старшего возраста, занимающие определенные должности, график которых требует минимального отрыва от рабочих дел. Как правило, дистанционно получают второе высшее образование. Те из учащихся, которым неудобно, дорого или далеко добираться до места обучения, или которые не могут выдерживать длительные переезды из-за состояния здоровья, предпочитают и первое высшее получить в дистанционном формате.
Очное обучение, его преимущества и недостатки
Очная форма обучения – традиционная и привычная для большинства. Ее характерная особенность – обязательное личное присутствие студента на занятиях. При очном обучении день, неделя, семестр учащегося расписаны и загружены по максимуму. То есть при таком плотном учебном графике физически невозможно успевать еще и работать или подрабатывать.
Очное обучение подходит для тех студентов, которые не планируют тратить время учебы на другие занятия (то есть не планируют и учиться, и работать одновременно).
Преимущества очной формы обучения
- Бесплатное обучение при наличии высоких баллов ЕГЭ.
- Стипендия за успехи в учебе.
- Личный контакт с однокурсниками и преподавателями (помогает развивать коммуникационные навыки, а в случае с преподавателями – это еще почти всегда залог поддержки и помощи при прохождении студентом практики или попытке трудоустройства).
- Возможность участия в открытых мероприятиях с приглашенными экспертами.
- Практические занятия, на которых можно качественно проверить и закрепить теоретические знания.
- Возможность оперативно запросить у преподавателя дополнительное объяснение, если материал оказался сложным и непонятным.
- Отсрочка от службы в армии для парней призывного возраста.
Недостатки
- Высокая стоимость обучения для студентов-контрактников (в разы выше, чем на заочной/дистанционной форме).
- Невозможность объединить учебу с работой, постоянный дефицит денег у большинства студентов.
- Строгая дисциплина и наличие внутривузовских правил, за нарушение которых могут отчислить.
Преимущества и недостатки ДО
Дистанционное образование стало альтернативой заочному. Сейчас многие из студентов выбирают этот формат обучения. И это необязательно представители отдаленных регионов. Из очного на дистанционное обучение переводятся и жители мегаполисов, в которых работает не один университет. Все – ради удобства и экономии времени.
Плюсы дистанционного образования
- Низкая стоимость обучения при высоком качестве образовательных программ (они идентичны программам на очной форме).
- Значительная экономия времени.
- Возможность совмещать учебу с работой.
- Возможность гибкого планирования.
- Возможность начать занятия в любое удобное время: речь не только о дневном графике – на ДО можно не дожидаться начала учебного года – выбирай материал, который хочешь освоить или в котором чувствуешь потребность заполнить пробелы, и начинай учиться хоть летом, хоть зимой.
- Онлайн обучение занимает меньше времени и позволяет овладеть новыми знаниями в сжатые сроки.
Недостатки ДО
- Отсутствие постоянного контроля со стороны педагога. Приводит к плохому усвоению учебного материала или даже к тому, что студент забрасывает учебу. Согласно статистике, успешно и без сбоев дистанционное обучение проходит лишь 21% студентов.
- Отсутствие личного контакта на уровне ученик-учитель, из-за чего многие вопросы студента остаются без ответа, или ответ на них ему нужно искать самостоятельно.
- При индивидуальном графике обучения не хватает присутствия однокурсников, дискуссионного духа во время занятий.
Некоторые люди относят к недостаткам при ДО необходимость постоянно себя мотивировать и вырабатывать самодисциплину, но, по мнению нашей команды, это не минусы, а важные и ценные элементы саморазвития. Эти навыки не раз пригодятся в будущем, когда придется сталкиваться с проблемами на производстве, принимать решения, нести ответственность за результат.
Общие рекомендации по выбору формы обучения
Хоть дистанционная форма обучения приобретает все более широкую популярность, дискуссии на тему «Что лучше: очная форма обучения или ДО» не теряют остроты.
Например, бытует мнение, что дистанционное обучение совершенно не пригодно для получения новых знаний, освоения новой специальности, а подходит только для расширения уже существующей базы знаний, но при этом почти треть студентов, получающих первое высшее образование, успешно обучаются в онлайн-формате.
Нельзя категорично заявлять, что та или иная форма обучения подходящая или неподходящая, идеальная или с недостатками. Как показала практика, идеальных форматов не существует, а недостатки есть везде.
Выбор формы обучения зависит от многих факторов, в том числе – от возраста, степени занятости, квалификации и базового уровня знаний абитуриента, а также от ожидаемого результата.
Вот несколько рекомендаций по выбору формата учебы
Выбирать ДО лучше, если:
- необходимо освежить, подтянуть уже имеющиеся знания, более глубоко изучить знакомую тему;
- не хватает времени на стандартное обучение;
- мало денег, чтобы учиться очно;
- необходимо совмещать учебу и работу.
Выбирай стандартный очный формат, если:
- сомневаешься в самодисциплине и ответственности за результат;
- не собираешься работать и подрабатывать в период обучения, для тебя важна только учеба;
- считаешь, что для качественного обучения необходимы практические задания с проверкой, которые возможны только при очном формате.
Выбор формата образования во многом зависит от заинтересованности студента в результате обучения. Но и в этом случае суждение о том, что один формат дает лучшее качество образования, чем другой, будет ошибочным. Если студент не хочет учиться, он не будет учиться и на очном отделении, если хочет – он освоит образовательную программу и самостоятельно.
Вернуться назад