Для подростка достаточно сложно определиться с выбором будущей профессии. Целеустремленных старшеклассников не так много, в большинстве случаев на выбор своих детей оказывают влияние родители, и не всегда это идет им во благо.
Для определения подростком своего профессионального пути и его успешного продвижения к цели в систему образования было внедрено профильное обучение.
Как профильные классы помогают в выборе будущей профессии, какие они бывают и как не ошибиться в выборе профиля обучения, будучи еще школьником, рассказываем в статье.
Что такое профильные классы и какими они бывают
Несомненная польза системы профильного обучения в том, что она дает подростку возможность близко познакомиться с выбранной профессией. Не нужно путать профильный класс с профессиональным образованием – после получения профильного образования старшеклассник специалистом не становится. Но основы будущей деятельности он уже знает и понимает, насколько она для него подходит.
И еще немаловажно, что в профильных классах ведется серьезная и глубокая подготовка к ЕГЭ.
Также в некоторых профильных классах (практика редкая, но бывает при сотрудничестве средних школ с университетами) некоторые темы, обязательные или факультативные предметы читают преподаватели вузов.
Профильные классы в общеобразовательных школах формируют для учащихся 10-11 классов. Ученики выбирают профиль по результатам ОГЭ и по собственным предпочтениям в изучении дисциплин.
Даже если школьник еще конкретно не определился, на какое направление или специальность он хочет поступить, он знает, какие школьные предметы ему интересны и даются легко. На этом основании он и выбирает профильный класс.
Основные профили обучения
Согласно образовательным стандартам РФ, формируют 4 основных профиля обучения по наукам:
- гуманитарный;
- естественно-математический;
- социально-экономический;
- технологический.
На их основе в школе формируют классы в зависимости от возможности учебного заведения и потребностей старшеклассников. Вариантов может быть много: физико-математический класс, химико-биологический, художественно-эстетический. Есть школы с узкопрофильными классами: театральными, культурологическими, художественно-архитектурными.
Если старшеклассник выбирает профильный класс и углубленно изучает необходимые для продолжения образования и будущей профессии дисциплины, это не значит, что он освобожден от изучения других предметов общеобразовательной школы. Их он тоже изучает, но как базовые.
Если подросток не нашел для себя подходящего профиля обучения, он продолжает учиться в универсальном (общеобразовательном) классе с расширенным изучением всех предметов школьной программы.
Критерии выбора: склонности и подготовка к ЕГЭ
Простой и одновременно сложный вопрос: как не ошибиться в выборе профильного класса? Простой, потому что большинство учеников уже знает, изучению каких дисциплин они готовы посвящать основную часть времени. А сложный, потому что большинство все-таки сомневается, правильный ли профиль они выбирают, и как этот выбор скажется в будущем.
Критерии выбора профиля обучения остаются неизменными:
- интерес к изучению дисциплины;
- необходимость «подтянуть» предметы для ЕГЭ.
Частенько гуманитарии выбирают математический профиль только ради высокого балла на экзамене. Стоит ли так поступать? Эксперты не советуют. Поскольку сложная и нелюбимая дисциплина вызывает раздражение и быструю усталость. Логично будет выбрать тот профиль, к которому душа лежит, а математикой заниматься дополнительно на курсах или с репетитором.
Среди учеников бывают и универсальные, которым легко даются как гуманитарные, так и точные дисциплины. Здесь важно верное направление и максимум объективной информации о будущей профессии. Иначе наступит разочарование и универсальные способности не помогут – он или забросит учебу в университете, или станет безынициативным и неуспешным работником уже в компании.
Если выбрать все равно сложно
Многие психологи высказываются против профильного обучения для школьников. Они считают, что «натаскивание» на результаты ЕГЭ на протяжении двух лет негативно влияет на общее интеллектуальное развитие подростка.
Кроме того, хорошие оценки по определенному предмету – это не всегда признак заинтересованности школьника в этой дисциплине. Если учитель строгий и много требует от учеников, то они стараются быть хорошо подготовленными и отвечать на уроках. Соответственно, получают высокие оценки.
Часто учителя, стараясь набрать в профильный класс самых сильных учеников, пытаются оказывать влияние или на них самих, или на их родителей, чтобы они выбирали определенный профиль.
Также на выбор влияет престижность или непрестижность того или иного класса.
Из этого делаем вывод, что мнение самого подростка мало кто спрашивает, и решение за школьника принимают взрослые.
Если у старшеклассника возникают сомнения, он не знает, кого слушать и чувствует, что ни один из советов ему не нравится, нужно идти в общеобразовательный класс и дать себе еще время для окончательного выбора.
Вернуться назад