Исследования ряда зарубежных институтов доказывают, что внеучебная активность студента оказывает положительное влияние и на его успехи в учебе. Работает ли этот принцип в российских вузах? Отечественные исследователи признались, что не занимались изучением этого вопроса. Но, с другой стороны, мы знаем, что активисты советских и постсоветских вузов всегда были отличниками. То есть, успех в учебе всегда сопровождало желание добиться и успеха в социальной деятельности или в творчестве.
Как современные студенты, которые безумно устают от учебных нагрузок, проявляют себя во внеучебных мероприятиях? Считают ли, вообще, нужным тратить время на «вот это все», за которое даже оценку не поставят?
Вовлеченность студентов во внеучебную деятельность и важность студенческой активности вне занятий изучила одна из сотрудниц Центра социологии ВШЭ И. Щеглова. Результатами своих исследований она делится со студентами, абитуриентами и всеми, кого интересует эта проблема.
Внеучебная активность студента и его академические результаты: как это связано?
Взаимосвязь между активным участием студента во внеучебных мероприятиях и успехами в учебе, безусловно, существует. Особенно полезна для формирования лидерских качеств, умения критически мыслить, коммуникативных навыков внеучебная проектная деятельность – социальные и волонтерские проекты, исследовательская работа, участие в студенческих движениях, структурах, организациях.
В зарубежных вузах подобная работа считается для студента обязательной, и хоть никакими баллами не оценивается, учащийся все равно, благодаря ей, получает бесценный опыт и социальный капитал. Их он с успехом использует не только в пределах вуза для повышения академуспеваемости, но и при трудоустройстве.
Во время работы над прикладным, исследовательским или социальным проектом студенты не только глубже и шире изучают материал (или повторяют уже изученный), но и самостоятельно принимают решения для задач, максимально приближенных к реальности. Это очень помогает наработке опыта в выбранной сфере деятельности.
Сколько студентов готовы стать активистами
По результатам этого же исследования (авторства И. Щегловой) только 30% студентов вовлечены в участие во внеучебных мероприятиях. И с каждым годом этот показатель будет снижаться. Причины:
- некоторые студенты записываются в студактив только для «галочки», чтобы просто числиться, никакой деятельностью там они не занимаются;
- еще часть студентов, проявив свою активную позицию несколько раз, испытывают усталость или разочарование в результатах и прекращают участие во внеучебной деятельности.
Подавляющее большинство активных студентов отдает предпочтение творческим направлениям: они участвуют в вокальных или хореографических студиях, занимаются спортом с гораздо большим удовольствием, чем профсоюзными делами.
Кроме того, в российских вузах распространены случаи, когда у студентов просто отбивают охоту заниматься проектной деятельностью. Некоторые преподаватели считают, что у студентов нет и не может быть никаких интересных идей, и открыто об этом заявляют. В результате учащиеся не решаются участвовать в проектах и предлагать свои наработки.
Внеучебная деятельность: общение с преподавателем
Польза от занятий вне пар состоит не только в том, что студент на них может раскрыться как интересная и всесторонне развитая личность. С неожиданной стороны может раскрыться и преподаватель. Неформальное общение между учеником и учителем позволяет увидеть преподавателя с нового ракурса, лучше понять его требования, оценить его человеческие качества, найти общий язык.
Виды внеучебной деятельности
Активные студенты могут выбрать самый подходящий для себя вид занятий, чтобы наилучшим образом проявить себя не только в учебе.
Управленческая деятельность
Как правило, это участие в студенческих профсоюзах.
Помогает научиться отстаивать собственные интересы и интересы тех, кого ты представляешь, решать проблемы улучшения бытовых условий для студентов, устранять последствия конфликтов между студентами и преподавателями.
Такой вид деятельности полезен для студентов с амбициями, которые в будущем планируют занимать руководящие должности.
Физкультура и спорт
Благодаря этому виду деятельности можно, как минимум, держать себя в форме и сберечь здоровье, а, как максимум, добиваться высоких результатов и представлять вуз на различных турнирах и состязаниях.
Подготовка к профессии
Участие в секциях по интересам, клубах, кружках очень способствует профессиональному становлению. Занимаясь дополнительно, студент больше узнает о выбранной специальности, позволяет углубиться в нюансы будущей работы, понять ее особенности.
Да и, чего греха таить, ближе познакомиться с потенциальным научным руководителем курсовых и дипломного проектов, и сформировать о себе хорошее впечатление.
Дискуссионный клуб
В современном мире и на большинстве современных рабочих мест немаловажно уметь отстаивать собственную точку зрения, убеждать потенциального партнера/покупателя, побеждать словом оппонента/конкурента, грамотно вести спор, не опускаясь до унижений и оскорблений. Лучшей тренировочной базы, чем дискуссионный клуб, для этого не найти.
Это одна из самых популярных форм студенческой активности. В дискуссионных клубах участвуют будущие политики, бизнесмены, политологи, журналисты.
Из внеучебных направлений следует выбирать наиболее интересное, а не участвовать во всех подряд – это может пойти во вред учебе.
Узнать о возможностях активного участия в студенческой жизни можно в деканате, на кафедрах, из информационных стендов или на сайте вуза.
Вернуться назад