Анализируя литературное произведение, мы проводим некое исследование: времени, в которое оно было создано, людей, которые жили в этот период и вполне могли стать прообразами героев, обстоятельств, побудивших автора к написанию.
Задания по анализу прочитанной литературы получают школьники в 5-6 классе, а старшеклассники уже владеют мастерством написания детального обзора произведений. Этот навык вследствие очень помогает студентам, выбравшим учебу по филологическому направлению.
Что такое качественный анализ литературного произведения: как его написать и на что обратить внимание – обсудим здесь и сейчас.
Что такое анализ художественного произведения
Под этим определением подразумевают выполнение действий для понимания способов, которые автор использовал с целью выражения своих идей и замыслов.
Анализ проводят по определенным параметрам:
- выделяют главную идею произведения;
- выявляют основные сюжетные повороты;
- дают оценку действиям героев;
- исследуют переломные события в сюжете;
- находят и показывают взаимосвязь сюжета и композиции;
- определяют особенности стиля написания и жанра произведения;
- выясняют отношения самого автора к описанным событиям и героям.
И анализ не был бы полным, если бы исследователь не продемонстрировал собственного отношения к произведению и его героям.
Схема исследования
Подробнее рассмотрим общепринятую схему исследования литературных произведений.
- История создания: дает понимание о периоде написания произведения, событиях в социуме и в личной жизни автора, которые подтолкнули его к написанию.
- Название произведения: часто оно определяет основную идею в прозаических произведениях. При анализе поэзии используют не всегда, особенно это не имеет смысла, если наименование и первая строка стихотворения совпадают.
- Жанр определяют по характеру изложения текста.
- Тема, идея, проблема – исследование моментов, отвечающих на вопрос: что хотел сказать автор этим произведением, какую основную мысль пытался донести читателю.
- Сюжет и композиция – невозможно проанализировать, если не читал произведение или читал урывками. Экспозицию, завязку, развитие, кульминацию и развязку возможно отследить и тщательно изучить только при условии прочтения.
- Конфликт важен для анализа, поскольку вокруг него, обычно, и закручивается сюжет.
- Герои и образы – исследуют положительные и отрицательные их стороны.
- Позиция автора – изыскания помогают сделать к вывод об отношении непосредственно автора к описанным им же событиям.
- Художественные средства – исследование литературных приемов, использованных автором.
- Выводы – итог, который сделал исследователь в процессе изучения литературного труда.
Литературные жанры и особенности анализа
Невозможно одинаково анализировать короткое стихотворение и длинную поэму, объемный роман и небольшой рассказ. Особенности процесса заметны для произведений, различных по жанру и по объему.
Тип литературного труда оказывает большее влияние на процедуру анализа, нежели объем.
1. Анализ прозаических произведений
Этот жанр объединяет отсутствие рифмы и конкретика описания. При анализе основное внимание уделяют специфике сюжетной линии, образам главных и второстепенных героев и затронутым проблемам. И, безусловно, более объемным произведениям (роману) необходимо больше внимания при анализе: отслеживать больше сюжетных поворотов, замечать и исследовать больше характеристик персонажей, не запутаться в описываемых событиях. С повестью, новеллой и рассказом в этом плане гораздо легче – они содержат меньше событий и героев.
2. Анализ поэзии
Поэтические произведения бывают короткие или длинные, написанные в стихотворной форме, невзирая на объем. При анализе необязательно исследовать конфликт и авторскую позицию, поскольку они просто отсутствуют, но обязательно обращать внимание на тип рифмы, стихотворный размер и использование художественных приемов.
3. Анализ драматического произведения (пьесы)
Это особый жанр, раскрывающий жизнь персонажей через разговоры и поступки. Ключевая особенность – огромное количество диалогов, коллективных бесед, присутствие монологов при минимальном количестве действий. Исследователь изучает множество метафор, использованных автором в раздумьях и разговорах персонажей, делает акцент на монологи и беседы, переживания и мысли – именно в них нужно искать ключевую идею произведения.
4. Анализ фольклора
К категории фольклорных произведений относят сказки, былины, эпосы и другое творчество, в котором описаны история, культура, быт определенного народа. Проведение анализа такого произведения подразумевает отслеживание взаимосвязи между традициями, верованиями, бытовыми привычками, менталитетом народности.
Рекомендации по написанию качественного анализа
Первый и главный совет: произведение необходимо прочесть, тогда аналитические изыскания окажутся и четкими, и точными, и глубокими, и идущими непосредственно от исследователя. Конечно, сейчас все просто – можно быстро пробежаться глазами по короткому содержанию, «влепить» несколько подходящих цитат и считать, что анализ готов. Но это будет не твой анализ. И будет очень заметно, что произведение «исследователь» не читал.
Итак, читая, нужно придерживаться нескольких правил, тогда анализ получится безупречным:
- делать пометки и закладки, чтобы возвратиться и перечитать и использовать интересные мысли, идеи, отрывки, заслуживающие внимания;
- фиксировать использованные литературные приемы;
- своевременно определить основную идею произведения – это позволит выделить более точные цитаты, собрать достаточно исследовательского материала;
- отследить соотношение формы и содержания текста, проверить их на наличие противоречий.
В заключение предоставить доказательства, подтверждающие правильность выводов автора исследования.
Вернуться назад