Низкие баллы на экзамене могут расстроить не каждого студента. Некоторые и тройке рады. А вот если рассчитываешь на стипендию или идешь на красный диплом, а тут «не та оценка» затесалась, то будешь любыми путями стремиться исправить ее на высшую.
Обязательно ли оспаривать баллы, полученные на экзамене и каким способом исправить ситуацию (и оценку), читай в этой статье.
Причины низкого балла на экзамене
Экзаменационная оценка зависит и от студента – его уровня подготовки, желания учиться и демонстрировать знания, и от преподавателя – его уровня придирчивости и взаимоотношений со студентом.
1. Студент плохо подготовился
Самая распространенная из причин «двоек» и «троек» в зачетках. Если студенту до последнего дня или ночи перед экзаменом все «некогда» сесть за учебники, то и результат будет предсказуемым.
Или же студент не рассчитал своих сил и не очень качественно подготовился к испытанию. В этом случае претензии нужно предъявлять исключительно к себе. Иначе на пересдаче может оказаться, что выставленный балл был справедливым и, несмотря на потраченные нервы и усилия, оценка может остаться на прежнем уровне, а то еще и ниже.
Чтобы не разочаровываться в баллах за экзамен, необходимо придерживаться проверенного правила успеха: не откладывать подготовку на последний день. Размеренная и последовательная учеба положительно сказывается на экзаменационных оценках.
2. Придирчивый преподаватель
Редко кто из преподавательского состава будет придираться к студенту просто так. Если экзаменатор слишком строг и много спрашивает с конкретного ученика, то, возможно, этот ученик не посещал занятия, не вел конспекты и по всему видно, что знаний у него набралось на целый ноль.
Не исключено, что дополнительными вопросами преподаватель пытается «вытянуть» не очень ответственного студента хоть на какой-то вразумительный ответ, хоть на какой-то приличный балл.
В случае, если студент хорошо подготовлен, а преподаватель пытается «словить» его на вопросах не совсем по теме, запутать в ответах, то здесь очевидно нежелание учителя ставить высокий балл. Поэтому студент вправе требовать справедливости и может оспорить оценку.
Иногда преподаватели занижают балл, рассчитывая на то, что студенту надоест выжидать и вылавливать экзаменатора, надоест пытаться доказать свои знания и он просто сунет взятку.
3. Выгода вузу от занижения балла
К сожалению, приходится констатировать факт, что в некоторых вузах перед преподавателями ставят прямое задание занижать оценки студентам, которые хорошо учатся. Таким образом, сокращается количество претендентов на стипендию и вуз экономит свой бюджет.
Доказать предвзятость в этом случае (как и в предыдущем) очень сложно. Но попытаться следует. Хотя бы для того, чтобы преподаватели понимали, что не все и не всегда идет по их несправедливым правилам.
Способы исправления оценки
Существует два варианта, как исправить экзаменационную оценку: мирный (договориться с преподавателем лично) и конфронтационный (написать заявление в деканат и потребовать пересдачи).
Второй способ всегда ведет к конфликту, несмотря на то, что он вполне законный и приемлемый. Потому что:
- преподаватели редко признают свою неправоту;
- преподавательский коллектив склонен к поддержке коллеги, а не студента;
- заявление студента в деканат всегда вызывает негативные эмоции и неприязнь к «слишком умному» ученику.
Поэтому, если есть такая возможность, пытайся исправить нежелательную оценку, поговорив с преподавателем, который ее поставил.
Как договариваться с преподавателем и когда это уместно
Если студент достаточно прилежен: посещал все (или почти все) занятия и лекции, вел подробные конспекты, участвовал в семинарах и запомнился преподавателю своей активностью, то у такого ученика есть реальный шанс на повышение экзаменационной оценки. И ему есть смысл договариваться с преподавателем о пересдаче – старательным студентам, обычно, не отказывают.
Если зачетка студента изобилует «тройками», а он сам нечастый гость на лекциях, можно ли ему попытать счастья с пересдачей?
Можно, если он не станет давить на жалость и смотреть на преподавателя, словно кот из «Шрека». Этот метод в его печальном случае не сработает. Но если студент продемонстрирует готовность вложить все силы и время, чтобы достойно пересдать экзамен – это другое дело, преподаватель согласится принять у него экзамен повторно.
Не доводить ситуацию до конфликта и не сдавать экзамен в присутствии комиссии очень желательно для не самых дисциплинированных студентов, которые не посещают занятия, а на высокие баллы претендуют.
Как оспорить оценку через деканат
Если оценка не устраивает, можно подать апелляцию через деканат. Происходит это так:
студент пишет заявление на имя декана, в котором просит назначить пересдачу.
Декан рассматривает заявление, часто общается с заявителем лично, чтобы конкретно узнать, в чем состоит проблема. Затем, если одобрит апелляцию, назначает пересдачу с другим преподавателем или в присутствии комиссии.
Пересдача экзамена с комиссией
Пересдавать экзамен в присутствии комиссии – это намного сложнее, чем сдавать дисциплину в обычном экзаменационном формате. Преподаватели на экзамене будут присутствовать разные, каждый со своими требованиями, и спрашивать будут строже. И это же логично, раз студент потребовал оспорить существующую оценку.
От студента будут ждать идеального ответа, потому что своим заявлением он подверг сомнению знания и репутацию преподавателя.
Поэтому очень постарайся, чтобы ответы перед комиссией были точными, лаконичными, ответы на вопросы находи быстро, используй дополнительные источники информации. И не очень рассчитывай, что на экзамене с комиссией удастся списать, уйти от основной темы или «заговорить зубы» преподавателям.
Вернуться назад