Не всякий современный студент согласен с тем, что лекции нужно конспектировать вручную. Но каждый преподаватель приведет такому студенту миллион доводов о пользе конспекта. И первый аргумент, с которым трудно не согласиться: записывание помогает быстро вспомнить материал и гарантирует четкий и правильный ответ на экзамене.
Как сделать конспект лекции идеальной шпаргалкой, как вести записи быстро, понятно и аккуратно, рассказываем в этой статье.
Четыре способа увеличить темп записывания
Основная проблема письменного конспектирования, которая возникает у студентов (особенно первокурсников), – успевать за преподавателем. Это не школьный диктант, когда учитель повторяет фразу несколько раз, еще и спрашивает: «Все успели записать?».
В университете ты сам решаешь, сможешь ли писать настолько быстро, и хочешь ли конспектировать, и где потом брать материал для подготовки к экзамену, если считаешь письменный конспект пережитком прошлого.
Чтобы перед сессией не выпрашивать записи у однокурсников, сделай их сам. И потренируй навык записывать быстро и понятно. Как это сделать? Следуй рекомендациям.
1. Сокращай распространенные слова
Термины, касающиеся определенной дисциплины или общеизвестные слова обозначай несколькими способами:
- аббревиатурой (НИИ – научно-исследовательский институт);
- пропуском нескольких букв в середине слова (об-ство – общество);
- максимальным сокращением слов (гос. мед. учр. – государственное медицинское учреждение):
- переводом слова на другой язык, на котором его короче писать (мероприятие – event);
- использованием в предложении математических знаков (+,=) и стрелок.
Кроме уже известных сокращений, придумай собственные, более удобные и понятные для тебя. Только для начала выпиши их на отдельном листе, чтобы подглядывать, пока ни запомнишь.
2. Сокращай количество символов
Здесь важно не просто сделать текст короче, но и оставить его понятным. Поэтому логично будет сначала создать словарик, а уж затем приступать к сокращению.
Сокращать можно следующими способами:
- убирать все гласные из слова, оставляя только согласные (рбт – робот);
- заменять часть слова символами (истор + знаки суффикса и окончания – исторический).
Без подготовки, этот способ будет казаться непонятным и даже пугающим. Но опыт приходит с практикой.
3. Используй схемы и таблицы
Существуют такие составляющие лекции, которые так и «просятся», чтобы их сократили в конспекте. Речь идет о датах, перечислении классификаций и разделов, сложной узкоспециализированной терминологии.
Все это можно и нужно уместить в один абзац вместо целой страницы или в одно предложение вместо абзаца.
Для сокращения такого рода записей идеально подходят схемы и таблицы. Они занимают в разы меньше времени и места, но позволяют вспомнить материал лекции в полном объеме.
4. Записывай только основные мысли
Конспектировать все, что говорит преподаватель, нет никакого смысла. Лекция может быть довольно «красочной», с вкраплениями юмора, с метафорами и моментами отступов от основной темы.
На экзамене тебе все это не пригодится. Поэтому пиши только нужное.
Оформление конспекта – не только для красоты
Вернее – не столько. Грамотно оформленный конспект – инструмент для восстановления в памяти материала лекции и качественнного его изучения. Своеобразная шпаргалка, если угодно. Но легитимная шпаргалка, которую некоторые преподаватели даже разрешают приносить на экзамен, и даже пользоваться разрешают, но не злоупотреблять.
Поэтому не задумывайся, как красиво оформить конспект – подумай, как это сделать правильно.
Вот несколько подсказок:
- использование цветовой гаммы (для терминологии – один цвет, для дат – другой, для формул – третий и т.д.);
- шрифты и подчеркивания для различных участков текста (выделяй важные и второстепенные мысли разным шрифтом, подчеркивай необходимое);
- рисунки на полях (маленькие иллюстрации на тему лекции помогут быстрее ориентироваться в тексте и запомнить очередность изложения материала).
Однако, используя эти способы, постарайся не забыть, что конспект должен оставаться чистым и аккуратным. И понятным для прочтения. Поэтому не переусердствуй.
Что такое метод Корнелла и насколько он эффективен
Этод способ сокращения длинных записей хорош уже тем, что он – разновидность таблицы. Для использования метода Корнелла нужно заранее разделить лист на три части: нижнюю четверть оставь на всю ширину листа, верхние три четверти раздели на два столбца.
В верхнем правом столбце сжато конспектируй материал, верхний левый оставь для обозначений, тезисов и вопросов, внизу сделай краткий вывод по теме лекции.
Студенты считают этот метод очень удобным, поскольку он позволяет вспомнить все буквально с одного взгляда.
Записи в ноутбуке
Этот способ подойдет тем, кто умеет быстро печатать. Принцип тот же, что и при конспектировании вручную:
- выделять и фиксировать основное;
- использовать принцип сокращения слов;
- использовать знаки и символы;
- уметь создавать таблицы и записывать в них материал.
Некоторые преподаватели не против, если студенты на лекции пользуются диктофоном. Расшифровка аудио не представляет большой проблемы для продвинутой молодежи. Другое дело, если студент откладывает транскрибацию до самой сессии, а потом, послушав повторно запись вполуха, приходит на экзамен неподготовленным.
Каждый предложенный метод и по-своему эффективен, и по-своему сложен. Важно приучить себя записывать, разработать свой метод знаков и сокращений, запомнить эти символы и через неделю-другую можно забыть о проблеме медленного и неполного конспектирования.
Вернуться назад