Педагог и успех – эти слова до сих пор стоят в одном ряду только в том случае, если речь идет о нематериальной стороне профессии учителя. Общество так привыкло. Общество считает, что основным достижением учителя является не денежное вознаграждение за нелегкую работу, а моральное удовлетворение.
Но успешность в педагогической деятельности следует разделить на две составляющих: личностную (внутреннюю) и профессиональную (внешнюю). Внутренняя – это ощущение удовлетворенности результатами работы, внешняя – возможность реализации потребностей.
Что бы там ни говорили, успех имеет прямую связь с возможностью удовлетворять свои материальные запросы. Но работу в школе не очень высоко ценят государственные чиновники. Поэтому мы и подготовили статью с целью постараться ответить на вопрос: может ли учитель стать успешным в полном смысле этого слова.
Что определяет успех в педагогической деятельности
Успех педагога определяется многими факторами, среди которых:
- Любовь к детям и к своей работе. Педагог, любящий детей и свою работу, способен творить чудеса. Он может заинтересовать учащихся в обучении, вдохновить их на успех.
- Высшее педагогическое образование. Педагог должен иметь глубокие знания в области своей предметной подготовки и умело применять в практической деятельности.
- Педагогическое мастерство. Педагог должен уметь эффективно общаться с учащимися, организовывать учебный процесс, мотивировать учащихся к обучению.
- Профессионализм. Педагог должен постоянно развиваться и совершенствовать свои профессиональные навыки.
В связи с этим может возникнуть вопрос: влияют ли эти навыки и качества на уровень заработной платы педагога? Безусловно. Хороших учителей приглашают в штат сотрудников частные школы, где доходы на порядок выше, хороший учитель может заниматься репетиторством и обеспечивать себе дополнительный заработок самостоятельно, опытный педагог с неординарным подходом к организации образовательного процесса может создать собственные курсы для обучения коллег.
Роль коммуникативных навыков в успехе учителя
Кроме того, успех педагога зависит от многих других факторов. Основные из них связаны с наличием коммуникативных навыков.
Взаимодействие с родителями учащихся: педагог должен поддерживать тесную связь с родителями учащихся, чтобы совместно работать над успехом их детей.
Сотрудничество с коллегами: педагоги могут многому научиться друг у друга. Не бойтесь делиться своим опытом и знаниями с коллегами (и не только из своей школы – о курсах читай выше).
Благоприятная атмосфера в учебном заведении: успех педагога зависит от общей атмосферы в учебном заведении. Если в школе царит атмосфера поддержки и взаимоуважения, это будет способствовать успеху всех педагогов.
Образование и успешность
Образование оказывает значительное влияние на уровень успеваемости педагога. Оно обеспечивает педагогов необходимыми знаниями, навыками и опытом для эффективного обучения учащихся.
Вот некоторые конкретные примеры, как образование влияет на успешность педагога:
- улучшает знание и понимание педагогом излагаемого им предмета;
- развивает навыки обучения и преподавания;
- предоставляет возможность постоянно учиться и развиваться.
Образование позволяет педагогам ознакомиться с новыми исследованиями и тенденциями, что может помочь им улучшить свою практику.
Как показали исследования, педагоги с высшим образованием, имеют более высокие показатели успеваемости учащихся. Например, исследование, проведенное в США, показало, что учащиеся, которых обучают педагоги с докторской степенью, имеют более высокие баллы на тестах, чем учащиеся, обучаемые педагогами с только дипломом бакалавра.
Конечно, образование не является единственным фактором, определяющим успеваемость педагога.
Другие важные факторы включают в себя личностные качества учителя, его опыт работы и поддержка со стороны коллег и руководства. Однако образование является важнейшим фундаментом для успешной педагогической практики.
Курсы повышения квалификации и деньги учителя
Программы повышения квалификации – важный элемент в педагогической деятельности. Благодаря курсам учитель не только получает актуальные знания, необходимые для профессионального роста, но и может обеспечить себе прибавку к зарплате в размере 30-40%.
Из чего еще складывается учительская зарплата
Доходы учителя состоят не только из «голого» оклада, существуют еще и надбавки, выплата которых зависит от стажа работы педагога, количества часов (проведенных уроков), есть надбавка за ненормируемый труд (классное руководство, методические мероприятия, заведование кабинетом). Есть и компенсационные выплаты, они зависят от региона и условий работы учителя.
Как стать успешным: советы студентам педвузов
Вот несколько советов, которые помогут педагогу стать успешным.
Любить свое дело
Если учитель не любит свою работу, это будет заметно учащимся. Они почувствуют, что ему неинтересно с ними заниматься, и это негативно отразится на их обучении.
Быть профессионалом
Учитель постоянно повышает свою квалификацию, совершенствует свои профессиональные навыки. Учащиеся будут уважать педагога больше, если почувствуют, что он знает, как овладеть вниманием класса.
Быть творческим
Не нужно бояться экспериментировать, использовать разные методы и приемы обучения. Это поможет сделать обучение более интересным и эффективным.
Быть справедливым
Учащиеся должны чувствовать, что вы относитесь к ним справедливо, независимо от их успехов или неудач.
Быть положительным
Если в классе существует атмосфера позитива и поддержки, это поможет учащимся чувствовать себя более уверенными и мотивированными.
Успех педагога – это и успеваемость его учеников, и его личный успех в работе, который определяют два фактора: его желание утром идти на рабочее место и уровень заработка.
Как показывает практика, учитель может повысить свой доход, благодаря не только наличию диплома педагога, но и собственной инициативности, желанию профессионально расти и работать самостоятельно (вне школы).
Вернуться назад