Начнем, пожалуй, с результатов одного эксперимента.
Ученые одного из американских исследовательских институтов провели опрос среди респондентов на предмет уровня знаний в двух популярных сферах: спорте и кулинарии. Предсказуемо оказалось, что какая-то часть опрошенных лучше разбирается в спорте, а какая-то – в кулинарных тонкостях. По этим двум направлениям исследователи и организовали викторину для своих респондентов в формате выбора правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.
Отвечая на вопросы, участники викторины получали новые знания о спорте и кулинарии.
На завершающем этапе эксперимента ученые проверили у респондентов, насколько хорошо и крепко те запомнили неизвестную доселе информацию.
Результаты следующие: те, кто были более компетентны в сфере спорта, лучше усвоили новую информацию о спорте, а те, кто интересовались и знали о кулинарии, после викторины стали знать о ней еще больше.
Вывод: человек склонен больше запоминать и преуспевать в получении знаний по той теме, которая его интересует.
При чем здесь студенты? При том, что результаты этого исследования можно использовать в качестве ориентира для себя каждому учащемуся или абитуриенту. Это принесет пользу при выборе профессии и направления, по которому предстоит учиться в университете, разработать стратегию эффективного получения знаний, попробовать поискать интересное в совершенно скучных, на первый взгляд, дисциплинах.
В этой статье обо всем рассказываем. И лайфхаков подкинем немного – все для повышения успеваемости.
Обучение в определенном вузе требует определенных знаний
На каждом курсе каждого вуза найдется студент (и не один), который скучает на лекциях, которому неинтересна ни одна преподаваемая дисциплина, который с трудом заставляет себя сесть за учебник и чуть ли не из-под палки пишет реферат. Скорее всего, этот человек уступил просьбам родителей и поступил не в тот университет, о котором мечтал.
И те знания, которые он обрел вне школьной программы и до обучения в вузе, знания, которые давались ему легко и на получение которых он уделял много времени, оказались бесполезными в рамках той образовательной программы, по которой ему приходится учиться.
Новые знания по специальности ему приходится получать заново, ему не на что опереться, он не находит ни один предмет увлекательным, а поэтому обучение идет туго и успеваемость не очень высокая.
Картина до боли знакомая родителям-рекомендателям «правильных» вузов. Не стоит, наверное, настоятельно советовать своим детям то, что интересно вам. И тогда студент сможет наилучшим образом реализовать уже полученные знания в том направлении, которое он сам выбрал, примножить эти знания и успешно применять в профессии.
Уже имеющиеся знания в определенном направлении – надежный фундамент для приобретения новых только в том случае, если студенту интересно учиться.
Что делать, если среди интересных дисциплин есть несколько не очень интересных
Студенческая реальность такова, что на каком бы факультете ты ни учился, среди предметов, которые ты изучаешь с интересом и удовольствием, окажется несколько совершенно неинтересных для тебя дисциплин. Прогуливать их нельзя, а просто отсиживать лекции – тягостно. И что делать?
- Проанализируй причину своего отношения к этой дисциплине. Может, дело не в ней, как таковой, а в стиле преподавания – педагог не умеет заинтересовать аудиторию. Может, лучше попробовать попасть на занятия в вузе к другому преподавателю?
- Постарайся найти что-нибудь интересное в скучном для себя предмете: факт, биографию, исследования в той сфере, которая сейчас кажется непонятной, сложной и нудной.
- Найди мотивацию для изучения дисциплины, которая кажется слишком скучной.
Один из способов изучать неинтересные предметы вместе с человеком, который увлечен теми дисциплинами, которые ты считаешь скучными. Это может быть репетитор, влюбленный в свою работу и свой предмет, сокурсник, который умеет подавать информацию так занимательно, что может увлечь кого-угодно.
Так скучно или сложно?
Большинству людей скучным кажется то, что сложно для их понимания. Возьмем, к примеру, математику или химию. Очень многие из нас не заглядывали дальше решения задач и изучения формул. И при этом сделали вывод, что эти дисциплины – набор чисел и терминов. Но если копнуть глубже, то можно узнать занимательные факты:
- для размещения всей математической информации понадобилось 100 000 книг;
- возраст самого древнего математического труда составляет 40 000 лет;
- автор сказки «Алиса в стране чудес» Л. Кэрол по образованию – математик;
- математика – это гимнастика для ума и уникальный международный язык, который понимают жители всех стран;
- ну, а изучение химии поможет лучше понимать окружающую среду и процессы в ней, или, что тоже немаловажно, расшифровывать состав продукции, указанный на этикетках.
От скучного к интересному: как поменять свое отношение к предмету
Существует три способа сделать скучную дисциплину интересной и получать удовольствие от ее изучения. Они основываются на дисциплине и тренировке концентрации внимания.
1. Не игнорируй контекст
Прежде чем изучать дисциплину или сделать о ней негативный отзыв («Какая же она скучная!»), узнай о ней как можно больше. Убедись, что эта наука – не просто голый набор чисел или исторических дат, которые требуют зазубривания. Пойми, что за каждой цифрой стоит что-то интересное, какие-то события, идеи, нестандартные способы решения. Вникни в контекст изучаемого предмета, так будет намного проще и занимательнее учиться.
2. Преврати учебу в творческий процесс
Изучая что-либо, мы формируем логические связи, создаем картинки в голове, мысленно переносимся в иные времена или страны. Метод визуализации и воображение необходимо использовать в процессе обучения максимально.
А если никаких мысленных картинок не возникает, их и на бумаге дорисовать можно. Главное, чтобы это дало нужный результат и привело к запоминанию материала.
3. Используй знания на практике
Проблема в том, что большинство из нас стесняется уровня своих знаний и боится продемонстрировать их, особенно когда недолго изучаешь предмет и еще не достиг желаемого уровня.
Для того, чтобы использовать свой небольшой багаж знаний на практике, необходима смелость. Нужно не бояться ошибиться, показаться неумелым, недостаточно грамотным. Не подкрепленная практикой теория меркнет, начинает казаться серой и скучной. Поэтому не бойся говорить на английском, даже если знаешь, что у тебя и произношение не очень, и некоторых фраз ты не помнишь – практикуйся, вспоминай и знания придут.
Или если ты новичок в программировании и не готов к серьезным проектам, никто ведь не мешает тебе заняться мини-проектами, на которые у тебя хватает знаний.
Используя тот запас знаний и инструментов, который у него есть, человек может проявить настоящие чудеса креативности.
Вернуться назад