Уже на первом курсе, с первых недель обучения, студент понимает, что вуз или ссуз очень отличаются от школы. Здесь никто не собирается «впихивать» знания в голову учащемуся. Дело преподавателя – прочитать лекцию по определенной дисциплине и спокойно ждать экзаменационной сессии, которая определит, насколько внимательными и прилежными были студенты, и кто из них не прогуливал занятия, а конспектировал за учителем.
Дело студента – проявлять максимум ответственности и самостоятельности в учебе.
Но большинству первокурсников очень сложно избавиться от «синдрома школьника». Оказавшись в учебном заведении на уровень выше обычной средней школы, они испытывают недоумение: как так – за ними не бегает ни один педагог с уговорами немного поднажать вот по этой теме и вот по этому предмету, никто по десять раз не напоминает о задании на следующее занятие, никто не спрашивает, прочитал ли студент заданную литературу.
Вчерашний школьник от такого «равнодушия» со стороны преподавателей теряется, ощущает себя забытым и ненужным (а кое-то, наоборот– свободным от ответственности) и перестает уделять достаточное внимание учебе в вузе. А это – огромная ошибка.
Как студенту взять ответственность за свою учебу в собственные руки и какие бонусы можно от этого получить – читай в статье.
Особенности обучения в вузе или ссузе
Основное отличие высшего (среднего) профессионального учебного заведения от школы в том, что насильно учиться здесь не заставляют и неуспевающих студентов взяться за ум не уговаривают, а просто отчисляют.
Если ты поступил в вуз или в ссуз, значит, сам заинтересован в том, чтобы получить образование. А не заинтересован – так на твое место желающие найдутся. Еще раз: в высших учебных заведениях студентов за уши к книгам не притягивают, а задают вектор, в какую сторону двигаться, что изучать, где брать необходимую информацию.
То есть образовательная организация дает каждому студенту ту базу, тот минимум, на основании которого студент сможет определить и взять свой максимум знаний и навыков. Самостоятельно. Без назидания и навязывания. Поэтому нельзя пускать учебу на самотек. Обучение студента часто становится делом рук самого студента.
Две категории преподавателей
Преподаватели в вузах и ссузах делятся на две категории:
- Высокоответственные и добросовестные, которые пытаются донести до студентов максимум информации в доступной для их понимания форме.
- Люди с наплевательским отношением к своим обязанностям и к студентам.
Но если даже студенту повезло, и все предметы ему читают очень ответственные педагоги, это не означает, что они будут с ним нянчится с первого по пятый курс. Да, ответят на интересующие вопросы, да, подскажут и объяснят сложную тему, если он попросит, – но не более. Студент достаточно взрослый для того, чтобы уметь работать с источниками и отделять полезные данные от бесполезных. Поэтому от них можно ожидать легкого толчка в нужном направлении, а дальше – снова сам.
Не стоит отчаиваться и в случае, если попались преподаватели из второй категории, нужно уметь брать ответственность за свою учебу (а, значит, и за свое будущее) в свои руки. Любому студенту доступен учебный план, программы по дисциплинам – изучи их детальнее. Посмотри, что, согласно плану, подразумевает изучение того или иного предмета, и попробуй разобраться в этом, насколько сможешь.
Если тема очень сложная, проконсультируйся по ней с другими, более добросовестными, преподавателями. Или же вместе с сокурсниками потребуйте в деканате замены преподавателя.
Бери в работу только интересные проекты
Написание курсовой работы (или дипломной) – еще то испытание для студента. Выбор тем, которые предлагают на кафедрах, не очень богатый. И действительно интересные среди них случаются крайне редко. Чтобы курсовая работа или дипломный проект не превращались в рутину, от которой хочется скорее избавиться, рекомендуем и здесь брать ситуацию в свои руки.
Против самостоятельного выбора студентом темы в вузе никто возражать не будет. Так и выбирай именно ту, над которой интересно работать, ту по которой у тебя достаточно знаний. Так ты и тяготиться проектом не будешь, и сделаешь его быстро и качественно, и получишь высокий балл и те знания, которые хотел получить.
Еще одно неоспоримое преимущество выбора интересной или хорошо изученной темы: можно взять курсовую работу по ней в качестве базового материала для написания дипломной.
Что делать, если учебная программа неинтересна
Такое часто случается: поступал в вуз с предвкушением изучения очень интересных и захватывающих дисциплин, а по факту оказалось, что их преподают настолько пресно и скучно, что отбивают всю тягу к учебе.
Не спеши разочаровываться – найди дополнительный материал по предмету, теме или специальности. Погружайся в учебу самостоятельно, даже обгоняй программу. Если преподаватель готов помогать, не отказывайся – задавай вопросы, требуй объяснения, спрашивай рекомендаций, что еще можно почитать, посмотреть, изучить.
Прилагай максимум усилий. Это необходимо не только для получения диплома вуза с отличием. Главный бонус, который студент получает от самостоятельной заинтересованности в высокой успеваемости, самодисциплине и ответственности за результат обучения – применение всех наработанных качеств и полученных навыков в период работы по специальности. Или не по специальности.
С таким ценным багажом не у дел остаться невозможно. Работодатели сразу замечают сотрудников, умеющих принимать решения, анализировать и использовать информацию, переключаться между задачами. На современном рынке труда эти требования предъявляют для соискателей в большинстве сфер деятельности.
Вернуться назад