Как метод креативно-эффективного решения задач, мозговой штурм давно применяют для создания стартапов, выхода компании из критической ситуации, поиска устранения проблем. Этот способ начали использовать и студенты в период подготовки к экзаменам (но не так давно).
Спешим предупредить: метод мозгового штурма хорош только при условии, что студент разбирается и имеет определенный запас знаний в дисциплине, которую будет сдавать. Если же знаний ноль, или подготовка к экзамену началась и закончилась в последнюю ночь перед сессией, то пользы от брейнсторминга не будет никакой.
Что такое мозговой штурм
Метод брейнсторминга (мозгового штурма) успешно применяют команды/коллективы для решения актуальных производственных задач. Именно: этот способ предусматривает командное участие.
Суть состоит в том, что все участники высказывают идеи, ни одну из которых нельзя игнорировать, отметать или критиковать, даже если она, на первый взгляд, абсурдна. Далее все мнения, версии и высказывания собирают воедино. Из этой глыбы вариантов начинают создавать решение, убирая неудачные и оставляя удачные ответы.
В ходе обсуждений и анализа рождается окончательная идея, она, как правило, оказывается оптимальной.
Как подготовиться к экзамену, используя брейнсторминг
Непосредственно на экзамене, когда время на подготовку к ответу ограничено, мозговой штурм вряд ли поможет. Хотя среди студентов есть такие уникумы, которые способны на мини-брейнсторминг длительностью в пять минут.
Лучше, если твой предэкзаменационный запас времени чуть больше и составляет, например, неделю или две. Этот период позволит тебе разбить подготовку на несколько этапов, взять на себя роли всех участнков мозгового штурма (ты будешь и задавать вопросы, и отвечать на них), рассмотреть задачи экзаменационного билета со всех сторон.
Как задавать вопросы
Все вопросы, которые приходят в голову в связи с заданиями билета, необходимо записывать. И странные тоже. Это позволит взглянуть на задачу с разных ракурсов.
Спрашивай себя не так: «Что бы это могло значить?», а так: «Что я знаю об этом?», «С чем это ассоциируется?», «Как об этом рассказывали на лекции?», «Кто это изобрел?» или даже «Какое оно на вкус?». Большее количество вопросов обеспечивает и немалое количество версий ответов. Где-то среди них обязательно есть правильный.
Как искать ответы
Поиск истины и есть кульминационным моментов мозгового штурма. Рядом с каждым поставленным вопросом ты записываешь варианты ответов (можно не развернуто, достаточно короткой заметки).
Если чувствуешь, что чего-то не знаешь, но ответ близко, просто ускользает из зоны внимания, попробуй догадаться до правильного посредством использования уже известной информации (услышал на лекции, прочитал в дополнительных источниках). Если ты разбираешься в дисциплине, поиск нужного ответа не составит большой проблемы.
Используй знания из смежных дисциплин, но по делу. Ни один преподаватель не потерпит откровенной «воды» вместо конкретного ответа. Но если ты сумеешь связать знания из зоологии и гистологии в блестящий ответ по анатомии, то и оценку получишь соответствующую.
И об обязательности заметок – это простой и эффективный способ запомнить много информации. И не только запомнить, но и структурировать ее для быстрого использования в качестве ответа на экзамене.
Как распознать и убрать ненужные версии
Следующий и очень важный этап мозгового штурма – отсечь лишнее.
В полном перечне собранной для ответов на экзамене информации содержится по несколько вариантов для одного вопроса. Тебе необходимо проверить их на предмет правильности и убрать лишнее (неправильные, дублирующие, неполные ответы). Если сдаешь точные науки, нужно проверить расчеты и формулы.
Для идеального и «чистого» ответа на экзамене по гуманитраным предметам убери со списка противоречащие друг другу тезисы и понятия.
Сдаешь естественные дисциплины – полагайся на логику, но проверь еще разок, насколько выписанные факты друг друга дополняют.
На практическом занятии из всех выбранных путем мозгового штурма версий выбери одну – самую оптимальную.
В процессе отсечения необходимо четко понимать важность того или иного варианта для полноты и конкретности ответа. Отбросить нужно те версии, которые кажутся натянутыми, дополнить те, которые кажутся пустоватыми, отметить те, в которых не очень уверен.
Качественный план ответа – это уже ответ
Письменный план ответа гарантирует минимум оплошностей и забывчивости во время экзамена.
Качественно составленный план – это значит подробный конспект для устного экзамена и комментарии и пояснения для письменного. Даже если ты не жалуешься на память и уверен, что вспомнишь любой подготовленный ответ на экзамене, не забывай еще об одном: преподаватель дополнительными вопросами может легко сбить с толку. Чтобы не терять нить ответа даже в такой ситуации, не поленись все записать.
Мозговой штурм в одиночку: эффективен или нет
Экзамены, сессия да и начитка лекций – все это так изматывает, что начинаешь искать легкие пути подготовки к предметным испытаниям в вузе. Нельзя сказать, что брейнсторминг простой способ, но эффект от него ощутим, даже в том случае, если метод использован индивидуально, а не коллективно.
Но есть несколько замечаний:
- Базой для проведения мозгового штурма в одиночку должно быть четкое понимание предмета/темы.
- Брейнсторминг не принесет никакой пользы тому, кто привык зазубривать конспекты, не прилагая усилий к пониманию предмета.
- Перед сдачей экзамена обязательно нужно научиться задавать вопросы и отвечать на них. Этот навык поможет не растеряться перед преподавателем.
Мозговой штурм – идеальный механизм для вспоминания изученного ранее материала и для поиска новых эффективных методов решения любых задач.
Вернуться назад