Вполне вероятно, что первая сессия для первокурсника может стать и последней. Не пугаем – лишь наводим статистические данные. А согласно статистике, около 20% первокурсников вынужденно покидают вуз, отучившись только один семестр? Почему?
Причинами такого краткосрочного и неудачного обучения становятся типичные ошибки студентов первого курса, которые негативно влияют на успеваемость.
В этой статье рассмотрим и проанализируем каждую из этих ошибок.
1. Что вуз, что школа – все равно
Студент первого курса, пришедший в университет после 11 класса, в вузе автоматически продолжает жить школьной жизнью. И относиться к обучению в вузе, так же, как к школьному. То есть проявляет минимум самостоятельности, живет в ожидании, что преподаватели будут очень подробно объяснять ему темы (что называется – «разжевыввать»), делать какие-то поблажки, «натягивать» оценки и переживать за его успеваемость.
Но – нет. Эта схема в вузе не работает. Такое «открытие» для многих первокурсников, морально не подготовленных к учебе в высшей школе, становится неприятным сюрпризом. Они несколько уходят от реальности из-за своих ожиданий, отстают от однокурсников и значительно понижают свою успеваемость.
2. Учебника будет достаточно
Среди первокурсников очень многие считают, что для успешной учебы и высокого балла на экзамене достаточно будет того материала, который изложен в учебнике. И для них настоящим потрясением становится тот факт, что при обучении в университете учебнику отведена только вспомогательная роль. И часто это открывается уже на экзамене, когда поздно искать и изучать альтернативные источники.
Столь узкое понимание студентом своей обязанности уметь искать и работать с большим количеством информации становится причиной низкого балла и возможного отчисления на первом курсе.
3. Перепишу конспект лекции. У кого-нибудь. Потом.
Не конспектировать за преподавателем и надеяться на чужой конспект – так себе идея. Не потому, что однокурсники могут пожадничать и не поделиться конспектом, а потому, что конспект – это своего рода личное пространство. Каждый пишет его под себя: со своими сокращениями и опорными словами, со своими, лишь ему понятными, графиками и схемами. Поэтому даже старательно переписанный или сканированный чужой кнспект вряд ли станет хорошим помощником при подготовке к экзамену.
Кстати, часто даже сами авторы конспектов с трудом разбираются, что и о чем они записывали, а преподаватели с легкость «вычисляют» любителей воспользоваться плодами чужого труда. Несколько вопросов по сути написанного – и нелюбитель конспектировать попался!
4. Выучу все за ночь
Прокрастинация не должна быть настолько запущенной, чтобы подготовку к экзаменам откладывать на последние дни перед сессией. За ночь качественно выучить все темы невозможно. Разве что несколько билетов, а остальные – поверхностно. После такой подготовки экзамен будет еще больше похож на лотерею. Только шансы на выигрыш значительно снизятся.
И даже если студет опомнится не за день, а за целых три дня до экзамена, этот запас времени вряд ли его спасет. Ведь важно учесть тот факт, что перед сессией нужная библиотечкая книга может оказаться у кого-то на руках, необходимая информация в Интернете рассеяной настолько, что ее нужно долго систематизировать, а всю рекомендовпную преподавателем литературу, оказывается, нужно не только прочитать, но еще и проанализировать, и сделать выводы.
5. Собрался не учиться, а весело проводить время
Существует определенная категория студентов, которые видят обучение в вузе не, как обязанность и ответственность, а как второстепенное занятие на фоне интересной и веселой студенческой жизни. И в понятие «студенческая жизнь» они включают даже не занятия в университетских секцих и кружках, а посещение ночных клубов и развлечения всякого рода.
Как правило, желание сначала хорошенько гульнуть, а потом как-нибудь учиться, и влечет за собой вышеназванные ошибки: подготовку к экзаменам в последний момент и списывание чужих конспектов. Все это не способствует высокой успеваемости и может послужить причиной отчисления.
Еще несколько причин
Также эксперты, исследующие образовательный процесс, пришли к выводу, что наиболее часто в число отчисленных попадают студенты, поступившие в вуз с низкими баллами ЕГЭ и те, у кого не оказалось качественной довузовской подготовки. Степень выбывания таких первокурсников – в полтора раза выше остальных.
Также причиной отчисления на первом курсе становится низкая мотивация студента к обучению. Поступая в вуз по настоянию родителей и не имея никакого желания получать именно эту специальность и учиться именно на этом направлении, студент сознательно или несознательно протестует против родительского решения, понижая планку успеваемости.
Вернуться назад