Все мы в свое время имели дело с педагогами-практикантами в школе. Как правило, это были самые добрые учителя, которые понимали подростков, потому что и сами недавно вышли из тинейджерского возраста, и у которых можно выклянчить высокую оценку за не очень высокие знания.
Словом, студентов педвузов в роли учителей школьники, обычно, любят, ожидают от них лояльного отношения. Поэтому или стараются отвечать на доброту молодого педагога стараниями в учебе, или пользуются неопытностью студента и игнорируют его требования, не относятся настолько серьезно, как к другим учителям.
И на фоне обожания молодого педагога со стороны учеников, и на фоне небрежного отношения к нему, основной и неизменной целью педагогической практики остается подготовка студента к учительской деятельности, развитие интереса к научно-методической работе и развитие навыка общения с детьми и подростками.
В этой статье рассмотрим особенности прохождения педагогической практики: на каком курсе, сколько времени, какие обязанности. А также дадим несколько советов студентам, готовящимся к практике.
Что такое педагогическая практика в школе
Производственная практика для студентов педагогических вузов происходит непосредственно на месте их будущей работы, а именно: в средней школе. В период прохождения практики на студента налагаются такие же обязанности, как и на любого педагога:
- вести уроки в классе;
- объяснять новые темы;
- задавать и проверять домашнюю работу;
- выставлять объективные оценки за знания.
А также: уметь держать дисциплину учеников и демонстрировать собственный авторитет.
Самая большая сложность для учителя-практиканта в том, что, проявив чрезмерную мягкость в отношении учеников и завысив им оценки, он может сработать на понижение собственного балла за практику. В период прохождения практики студентам педвузов важно не забывать о том, что они сами еще ученики, и что их задача в школе – не подружиться с подростками и не выстроить с ними панибратские отношения, а позиционировать себя как профессионала, обрести необходимые педагогические навыки, сформировать собственный стиль преподавания.
Курс для прохождения практики
Практическая педагогическая деятельность в течение 1-2 месяцев ожидает всех студентов педвузов на 4 и 5 курсах.
Педагогическую практику могут проходить и студенты, обучающиеся не в педагогических учебных заведениях, но на профильных направлениях: филологическом (кроме тех, кто изучает специализацию «Издательское дело»), математическом, географическом, историческом, физическом.
Чтобы удостовериться, будет ли у тебя педагогическая практика, рекомендуем зайти в раздел «Расписание» на сайте вуза и посмотреть, есть ли там предмет «Педагогика».
Практика – тяжелая работа. Начисляют ли за нее зарплату?
Нет, зарплату практиканту за работу в школе не начисляют и не выплачивают. Учебная практика является элементом образовательного процесса, за нее студент получает оценку, такую же, как и за любой экзамен, контрольную или курсовую работу.
Схема прохождения производственной практики
Педагогическая практика осуществляется на основании договора, который заключают вуз, который направляет практиканта, и образовательное учреждение (школа), которое предоставляет студенту возможность прохождения практики.
Перед началом практики во многих вузах проводят установочные конференции с присутствием всех студентов-практикантов. На конференции студентов знакомят с задачами педпрактики, порядком и сроками ее прохождения.
В первый день практики руководители представляют студентов педагогическим коллективам школ и закрепляют практикантов за определенным классом.
В первую неделю практики студент знакомится с учебным заведением, «своим» классом,
нюансами учебно-воспитательной работы школы. И в завершение первых семи дней практики студент уже должен знать немало о своих учениках: об успеваемости каждого, уровне дисциплины и отношении к учебе.
Далее практикант глубоко погружается в учебно-воспитательный процесс: проводит зачетные уроки и внеклассные мероприятия, количество которых обусловлено программой практики.
Нюанс: четверокурсники во время прохождения педагогической практики выполняют обязанности помощника классного руководителя, а студенты пятого курса самостоятельно ведут класс. Практиканты 4 курса вуза за время практики составляют характеристику на одного ребенка, а пятикурсники – психолого-педагогическую характеристику целого класса.
В завершение педпрактики в вузах собирают итоговую конференцию, в ходе которой с докладами выступают как студенты, так и руководители практики. На конференции студентам объявляют их оценки за педагогическую практику.
Как студенту подготовиться к практике морально и физически
Изучать педагогику в вузе – это совсем не то, что оказаться перед классом в роли учителя. У многих студентов одна мысль об этом вызывает смятение и шок. Поэтому важно подготовиться к этому моменту заранее.
Способы моральной подготовки:
- чаще общаться с подростками (младшими братьями и сестрами и их друзьями, племянниками, знакомыми тинейджерами) – важно понять особенность их мировоззрения, отношений между собой и отношения к людям, старшим по возрасту;
- изучать нюансы поведения педагогов в классе по обучающим роликам (желательно в различных ситуациях);
- тренироваться вести уроки и держать себя перед классом у зеркала – отточить каждое слово и каждое движение;
- заранее изучить, какими учебниками пользуются в той школе, где будешь проходить практику, оценить уровень сложности задач.
Поскольку работа в школе – не из легких и отнимает много сил, поэтому не лишней окажется и подготовка в физическом плане:
- придерживаться распорядка дня, особенно следить за полноценностью сна и отдыха;
- ввести в рацион продукты, полезные для активности мозговой деятельности, да и вообще – питаться регулярно и качественно, чтобы не ощущать чувства голода на уроках;
- выполнять несложные физические упражнения с утра, чтобы входить в класс бодрым и полным сил.
Ну и не мене важная рекомендация – не волноваться чрезмерно, дети очень чувствуют волнение и неуверенность педагога и трактуют это как проявление слабости. Совсем скоро работа учителя превратится в обычные будни и не будет вызывать такого шквала эмоций, а ученики запомнят свое первое впечатление о педагоге, как о неспособном справиться с волнением, и будут этим руководствоваться.
Вернуться назад