Эксперты утверждают, что в России каждый третий студент бросает обучение в вузе. Акцентируем внимание, что эти данные касаются не тех, чье отчисление инициирует вуз из-за прогулов, нарушения дисциплины и т.д., а тех, кто добровольно решил уйти из университета.
Ситуация, когда студент дисциплинирован и успешен в учебе, длительное время прилежно готовится к испытаниям и сдает их, но в один момент у него наступает надлом и он просто бросает вуз, довольно распространена. В чем причины такого решения, может ли его изменить сам студент или учебное заведение и каким образом это сделать – об этом статья.
Основные причины отказа от обучения в вузе
Отказ получать высшее образование у большинства студентов не возникает резко и на ровном месте. У него всегда есть какие-то предпосылки, которые окружающим (особенно родителям) не кажутся такими важными, чтобы на них обращать внимание. Разберемся в основных причинах, влияющих на решение студента бросить учебу.
1. Сложность обучения в университете
Определенный процент студентов бросает обучение уже на первом курсе после первой сессии. И не потому, что оценки не позволяют рассчитывать на продолжение учебы. В зачетке как раз все нормально. Но какими усилиями студенту удалось сдать экзамены на высокие баллы, известно только ему одному.
Психологически неподготовленным к университетским будням подросткам очень тяжело переключиться из режима «школьник» в режим «студент». Для многих, даже тех, которые поверхностно знают, что «вуз – это вам не школа», что «стал студентом, привыкай учиться по ночам», что «никто там с тобой нянчиться не собирается», становится неожиданностью уровень самоподготовки, самодисциплины и самоответственности. И количество дисциплин тоже. И свод университетских правил тоже. Плюс необходимость адаптироваться к новому коллективу, к новым условиям, а кому-то и к жизни в другом городе.
Такое количество новизны лишает привычного комфорта, ввергает в шок и заставляет думать о возвращении к прежнему стилю жизни. И в этом случае рецепт только один: перетерпеть, свыкнуться, убедить себя, что перемены – это нормально, без них не бывает прогресса.
2. Переоценка собственных сил
Эта причина возникает на фоне выбора специальности не по силам. Когда, например, гуманитарий собирается учиться на техническом направлении, потому что оно более перспективное или потому что так посоветовали родственники, или потому что «все поступали и я поступил».
В какой-то момент студент понимает, что учиться ему приходится через силу, что большинство дисциплин для него слишком тяжелые, что так больше не может продолжаться – и подает заявление в вузе на отчисление.
Чтобы избежать неправильного выбора специальности и не терять время на обучение на «не том» направлении, важно заранее (еще перед подачей документов) проговорить все детали со специалистами в выбранной отрасли: как проходит обучение, какие дисциплины преподают, что требуют в период производственной практики и с какими сложностями приходится сталкиваться уже во время работы.
Если хоть один момент вызывает неприятие и непонимание, лучше сразу отказаться от идеи обучения по этому направлению.
Другой тип переоценки сил: обучение сразу на двух направлениях, получение двух высших образований одновременно или совмещение учебы и работы. В этой ситуации необходимы или очень жесткая дисциплина и сжатый график, или уход на дистанционную форму обучения, или выбор из всех вариантов одного приоритетного.
3. Потеря интереса к учебе
Выбор вуза или специальности под давлением часто приводит к ослаблению, а потом и потере интереса к учебе у студента. Давая своему ребенку советы, куда лучше поступить и кем выгоднее стать в профессии, родители хотят помочь – это правда. И то, что большинство старшеклассников на пороге ЕГЭ еще не до конца определились, чем хотят заниматься в жизни – тоже правда. Определение приходит уже в процессе получения высшего образования: студента или все устраивает и он продолжает учиться и получает диплом, или его не все устраивает, но он продолжает учебу, или его ничего не устраивает и он бросает университет.
В этом случае необходимо более ответственно подходить к выбору специальности, консультироваться со специалистами в сфере профориентации или поступать в вуз не сразу после окончания школы, а через год, как это практикуют за рубежом. У них период определения называется gap year (академический отпуск) – студент числится в вузе, но первый год не учится, а путешествует или зарабатывает деньги на учебу, или волонтерит. У нас вузы такого отпуска не предлагают, но ты можешь устроить его себе сам. Тем более, что с нынешними результатами ЕГЭ можно поступать и через год.
4. Неактуальная образовательная программа
Когда студент ограничен материально или по каким-то другим соображением не имеет широкого выбора вузов и направлений, он вынужден оставаться в своем городе или регионе, где мало высших учебных заведений, или поступать в вуз с бедной материальной базой и низким техническим развитием. Такие университеты не способны предоставить качественные образовательные услуги, не следят за трендами и не включают в список специальностей действительно актуальные на рынке труда.
В этом случае студенту необходимо искать варианты. Самый оптимальный – дистанционное обучение в авторитетном вузе на востребованном направлении.
Еще причины бросить вуз
Кроме уже названных, существует еще несколько причин, заставляющих студентов бросать учебу:
- отсутствие мотивации;
- эмоциональное выгорание;
- наличие множества «ненужных» дисциплин;
- напряженные отношения с преподавателем или однокурсниками;
- проблемы со здоровьем.
Для любой из этих проблем можно найти решение. И не обязательно оно будет радикальным. Уйти из вуза навсегда – не лучшая идея, если можно перевестись на заочное/ удаленное обучение, взять академотпуск или перевестись в другой вуз.
Чем студент может помочь себе не совершить ошибку
В большинстве случаев уход из вуза – ошибочное решение, которое со временем заставит пожалеть о своем выборе.
Чтобы избежать ошибки студент может:
- учиться систематически, а не перегружать себя в отдельные периоды;
- просить помощи/ консультации у однокурсников и преподавателей;
- освоить и использовать тайм-менеджмент;
- очень ответственно подходить к выбору специальности.
Чем может помочь студенту вуз
Формат открытости и дружелюбия к студенту становится тенденцией во многих российских вузах. Это положительно влияет на уровень успеваемости и мотивацию учащихся.
Чтобы сохранить число успевающих студентов, вузы могут:
- открыть общий доступ к журналам оценок, чтобы студенты видели каждый свой прогресс или регресс и могли гордиться успехами или прикладывать больше стараний для достижения успеха;
- организовывать как можно больше групповых проектов для обучения работы в команде;
- создание дополнительного обучающего трека;
- индивидуальная работа со студентом;
- ориентироваться на интересы студента.
Сделать образовательный процесс захватывающим – один из лучших способов увлечь студента, направить его по траектории получения максимума знаний.
Вернуться назад