.jpg)
Если человеку лень сделать что-то важное, значит, не такое оно и важное. А если студенту лень учиться? И не только сегодня, а каждый день, постоянно? Учеба ведь важна, а заниматься ею никак не хочется. Что тогда? Бросать университет самому или ждать, пока отчислят за неуспеваемость?
Не лучше ли взять себя в руки, найти мотивацию и победить свою лень? Звучит заманчиво, да программа действий, на первый взгляд, простая, но как это все сделать, если лень?
Ленивость победить не получится, пока не узнаешь ее причину. А чтобы узнать, не поленись и дочитай эту статью до конца.
Причины лени у студентов
Лень не появляется из ниоткуда. Она – следствие чего-то. Рассмотрим основные причины, по которым она может возникнуть.
1. Переутомление
Накопленная усталость – это «диагноз» большинства студентов. Особенно часто она проявляется на первом курсе, после перехода от школьной программы и привычной домашней жизни в студенческую. Дисциплин становится больше, требования преподавателей – жестче, а время, кажется, начинает ужиматься и ты почти ничего не успеваешь, хоть и очень стараешься. После нескольких недель такого режима студент замечает, что ему все меньше хочется садиться за учебники и как-то неинтересно слушать лекции.
Еще симптомы накопленной усталости:
- постоянное ощущение утомленности, которое не пропадает, если даже выспался;
- головная боль;
- приступы тошноты;
- рассеянность;
- ухудшение памяти.
Если причина лени – синдром хронической усталости, то побороть ее можно отдыхом. Нужно дать себе какое-то время перерыва. Но не в смысле совсем забросить учебу, а в смысле правильно провести выходные или отстраниться от обучения на какое-то время, взяв соответствующую справку у врача. Хроническую усталость вполне можно отнести к разряду заболеваний и подойти к лечению ответственно и серьезно.
Чтобы не допускать переутомления, не засиживайся за учебниками допоздна, грамотно распределяй время на рабочее и для отдыха, на 100 процентов используй каникулы, чтобы успеть хорошенько отдохнуть перед новым семестром.
2. Отставание от программы
Эта беда частенько преследует прогульщиков, но и с аккуратными в посещениях студентами тоже может случиться. Бывает такое, что по уважительной причине пропустил одну или две пары, а когда вернулся в аудиторию, совершенно не понимаешь, о чем говорят однокурсники и преподаватель.
Чтобы «поплыть» по теме, вполне достаточно не посетить одну лекцию, и если студент замечает, что упустил часть важной информации, без которой не может собрать свои знания воедино, что у него перестало получаться то, что раньше давалось легко, его настигает лень. Отсутствие определенного отрезка знаний порождает нежелание двигаться к новым знаниям.
Устранить эту причину несложно: нужно обратиться за объяснениями к преподавателю или сокурсникам. Или, что еще проще, найти недостающий блок информации в Интернете.
3. Учиться неинтересно, потому что это «не твоя» профессия
Когда человек учится по специальности, к которой не испытывает ни малейшего интереса, то обучение дается ему очень тяжело, каждое занятие для него становится в тягость, все чаще проявляется лень, и она побеждает, в конце концов.
Обычно, не по своему профилю приходят учиться студенты, которым поступить именно на это направление «настоятельно порекомендовали» родители, те, которые поступили за компанию с приятелями, которые не знали, куда идти учиться, и попали вот сюда, которые недобрали баллов на факультет мечты и поступили лишь бы куда-нибудь.
Через определенный период к ним приходит осознание, что эта квалификация – совсем не то, чего бы им хотелось. И, получается, что их лень связана не с тем, что учеба трудно дается, а с тем, что она не вызывает интереса.
В этом случае необходимо изменить направление обучения. Уже не слушая ничьих советов и максимально подготовившись к пересдаче/досдаче экзаменов, иди туда, где тебе будет комфортно и интересно учиться.
Отсутствие мотивации – это тоже причина лени
В отдельный раздел следует вывести еще одну причину студенческой лени – отсутствие мотивации.
Чтобы успеваемость была на высоте, необходимо постоянно себя стимулировать, но проблема в том, что стимулы находить все сложнее. Ну, не будет студент на четвертом курсе хорошо учиться за поход в кафе. А вот за международную стажировку – будет.
Чем старше мы становимся, тем серьезнее должна быть мотивация.
Поэтому рекомендуем мотивировать себя к учебе, в первую очередь, теми преимуществами, которые предоставляют вузы студентам-отличникам: повышенной стипендией, возможностью участвовать в обменных программах с иностранными университетами, возможностью пройти практику в известных компаниях с хорошими перспективами.
Но даже если мотивировать «по мелочи», необходимо придерживаться нескольких правил:
- всегда искать пользу для себя – понимать, что именно ты получишь, выполнив поставленную задачу (сделаешь уборку – будешь находиться в чистой уютной комнате, выучишь сложную тему – получишь высокую оценку, будет легче готовиться к экзамену или зачету, а то и «автоматом» его сдашь);
- планировать задачи и постоянно держать план перед глазами, выполнив один пункт, сразу приступать к выполнению следующего;
- следовать примеру других успешных людей;
- смотреть мотивирующие ролики, изучать мотивирующие цитаты (лучше, конечно, мотивирующие фильмы и книги, но если на них нет времени, то «короткометражная» мотивация тоже подойдет);
- не забывать награждать себя за успехи.
И еще один важный момент – никогда не упускай из-за лени крутые возможности. Если появляется шанс бесплатно выучить языки, программирование, шитье – изучай. Если появилось время на чтение книги – читай. Не позволяй лени мешать твоему развитию и личностному росту.
Вернуться назад