Откладывать все дела (особенно учебу) в долгий ящик, чтобы потом, за неделю-две до экзаменов, начать учить все и сразу, днем и ночью, в спешке и на нервах. Как это знакомо большинству из студентов! Многие из них даже утверждают, что такой авральный режим повышает работоспособность и стимулирует мозг. Да ладно! А психологи твердят об обратном: организм (и мозг в особенности) быстро утомляется от постоянного стресса. И если такую подготовку в ритме галопа еще можно выдержать пару дней, то на третий-четвертый заметишь рассеянность внимания, неспособность качественно запоминать и воспроизводить информацию, желание забросить всю подготовку и залечь спать на трое суток.
А ведь можно все организовать по-другому, никуда не спешить, но все успевать. Если студент использует принципы кайдзен, то у него все получается, он не накапливает кучу дел, у него порядок и в учебе, и в быту, и занятия не мешают ему полноценно жить.
Что такое кайдзен, и как эту систему применять в студенческой повседневности, рассказываем в статье.
Основные принципы кайдзен
В переводе с японского название философии кайдзен звучит как «непрерывное улучшение». Система предлагает отказаться от накопления проблем, чтобы решать их в последний момент, а ежедневно понемногу работать над их решением.
Такой подход позволяет не допускать хаоса и переутомления, всегда и во всем соблюдать порядок и чувствовать себя комфортно и уверенно.
Кайдзен многие из нас знают еще как правило маленьких шагов. И это весьма удобная система, применяя которую, можно не спеша делать большой объем работы, разбивая одну крупную задачу на несколько мелких. Когда живешь по этой системе, огромная гора дел как-то незаметно превращается в небольшой бугорок, который «рассасывается» как будто сам по себе. Студенту не приходится прикладывать титанические усилия, чтобы за один вечер выучить тридцать билетов, прибраться в комнате и еще курсовую начать писать. Над ним все это не нависает проблемой, потому что и учил, и писал, и убирал вчера, позавчера, неделю назад. Понемногу. Постоянно.
В кайдзен исповедуют пять основных ценностей:
- порядок;
- чистота;
- аккуратность;
- дисциплина;
- стандартизация.
Можно, конечно, начать придираться к терминологии и сократить количество пунктов до трех, но не будем выбрасывать слов из кайдзена.
Принцип маленьких шагов одинаково эффективно применим во всех сферах жизни.
В учебе он помогает качественно выполнять домашние задания, готовиться к экзаменам, организовывать свое рабочее место.
Дома/ в общежитии держать в порядке комнаты, грамотно подходить к организации пространства, экономить средства, вести быт.
На работе коммуницировать с коллегами и руководством, планировать задачи, организовывать рабочий процесс.
Кайдзен для учебы
Это же так просто: делать понемногу ежедневно, и настанет момент, когда все задачи будут выполнены. Тем из студентов, которые не готовы потратить час-полтора в день на самостоятельные занятия, приходится тратить на них целый день или несколько дней накануне экзамена, контрольной, зачета. Это очень нерационально.
Вот несколько рекомендаций по организации учебного процесса согласно принципам кайдзена.
- Выдели определенное время на повторяющиеся задачи: повторение уже выученных тем, проверку почты, прием пищи. Так ты не будешь отвлекаться на них, если есть более важные дела, и не забудешь потом, если вот прямо сейчас эти мелочи делать не хочется.
- Расстановка приоритетов. Здесь все зависит от привычки или предпочтений: кому-то удобнее выполнить мелкие задачи, чтобы ничего не отвлекало от выполнения крупных, кому-то – наоборот. Проанализируй, сколько сил у тебя отнимает выполнение мелкой и большой работы, может, объемную задачу стоит разбить на несколько небольших.
- Определение времени максимальной продуктивности. Здесь все зависит от хронотипа. Если ты «жаворонок», то пик активности приходится на утро и день, поэтому и выполнение задач необходимо планировать на это время. «Совам» бессмысленно начинать занятия в утренние часы – их «золотое» время начинается ближе к вечеру.
Общие занятия и твоя личная философия маленьких шагов
Отказываться от групповой подготовки к экзаменам, занятий на семинарах и коллективных мозговых штурмов не рекомендуем. Даже если ты уверен в эффективности разработанной под себя системы кайдзен, общие занятия ей не навредят. Более того, коллективный разум быстрее выдает правильные решения и лучшие результаты.
Польза от «разбитой» задачи
Большую работу просто необходимо разделить на мелкие задачи.
Потому что физически невозможно быстро и качественно подготовиться к написанию курсовой работы, например, или за один раз выучить все экзаменационные билеты, или подготовить отчет по практике.
А если делать каждый день понемногу, то:
- не устаешь от монотонной работы;
- делаешь ее качественно;
- доводишь дело до конца;
- не пропускаешь дедлайн.
Но и прекрасный метод кайдзен может оказаться тягостным испытанием, если неправильно формулировать цели. Научись не заставлять себя, а стимулировать. Никогда не говори: «Я должен сдать этот предмет на отлично!», скажи иначе: «Могу ли я что-то сделать, чтобы стать более успешным?
Вернуться назад