Студент, который не умеет конспектировать, не может добиться значительных успехов в учебе. Вот почему навык быстро записывать за лектором необходим и ценен. Да и старшекласснику умение вести конспекты пригодится еще в школе. А уж в вузе как оно выручит!
Но писать быстро, и писать понятно и аккуратно – разные ступени мастерства конспектирования. Если успеваешь все, до мелочи, записать на лекции, а потом не можешь прочитать/расшифровать при подготовке к экзамену, то какой смысл в быстром конспектировании?
Возможно ли вести конспекты так, чтобы и объем, и качество их содержания устраивало? Чтобы в массе текста можно было быстро находить нужную информацию? И как составить идеальный конспект? Обо всем рассказываем в статье.
Зачем студенту конспектировать
Запись огромных объемов информации на лекциях необходима для качественной подготовки к экзаменам. Большинство преподавателей читают свои дисциплины не «по книжке», а на основе собственных неопубликованных или редких работ, демонстрируя свой опыт, свои исследования, свои рассуждения. И если не запишешь, то вряд ли сможешь рассказать что-то внятное на сессии.
Да и в случае, когда лектор избегает уникальных моментов на парах, и его суждения можно найти в открытых источниках, фиксировать лекцию все равно нужно. Записи «по свежим следам» очень полезны:
- записывание активизирует долгосрочную память, помогает на дольше запоминать информацию;
- экономия времени – при необходимости студенту не нужно пересматривать всю лекцию или перечитывать всю тематическую литературу, достаточно лишь полистать конспект;
- конспектирование заставляет концентрироваться на предмете – мозг не просто пассивно поглощает информацию, а обрабатывает ее.
Современные технологии позволяют конспектировать не от руки, а записывать лекции в видео- и аудио-формате. Но лучше все-таки традиционно – шариковой ручкой. Это не позволит студенту отвлекаться на посторонние мысли и поможет оставаться максимально сконцентрированным.
Как вести конспект, чтобы не «потеряться» в нем
Первое правило идеального конспекта: записывай только важное. Не нужно фиксировать каждое слово преподавателя, на экзамене тебе понадобится лишь суть лекции.
Второе правило идеального конспекта: пиши разборчиво, систематизируй записи.
Третье правило идеального конспекта: резюмируй каждую тему.
Дополнительное правило: оставайся вовлеченным в процессы – дослушай фразу лектора до конца, и только затем фиксируй в конспекте, вычленяя главную мысль.
Существует несколько типов конспектов, удобных для быстрого поиска информации:
- конспект-план, состоит из заголовков и коротких описаний;
- схема, самый простой для восприятия, недостаток – минимум текста;
- графический, состоит из чертежей и графиков, используется для конспектирования на лекциях по точным наукам;
- текстуальный – цитаты + короткие выжимки;
- свободный, сочетает все или несколько из вышеназванных вариантов.
Методы конспектирования
Одну лекцию можно записывать по-разному. Главное, сохранить полноту информации и ее воспринимаемость.
1. Метод Корнелла
Был создан специально для студентов университета Корнелла. Суть его состоит в разделении листа на три части.
Первая – для записи ключевых слов, дат и фактов.
Вторая – для конспектирования главных мыслей.
Третья – для записи итогов и выводов.
2. Метод потока
Позволяет фиксировать ключевую мысль лекции, экономя время на детальные записи. Нужно лишь записать тему, а дальше – все, что угодно: чертить схемы и графики, делать короткие заметки, связывая их стрелками.
3. Метод таблиц
Позволяет упорядочить информацию и сжать объем записи.
Необходимо создать таблицу по категориям (дата-событие-люди или произведение-автор-суть) и вписывать в определенный блок нужную информацию.
4. Метод предложений
Улучшенный способ конспектирования за лектором.
Каждую новую мысль (предложение, мнение) записывай с новой строки, нумеруй и ставь ссылки на другие темы.
5. Метод интеллект-карт
Для конспектирования сложных тем. Суть состоит в ответвлении заметок от главной темы. Ускоряет процесс понимания и запоминания.
Какой бы из методов конспектирования лекций студент ни выбрал, главное – сохранить структуру и не потерять суть.
Вернуться назад