Большинство людей не любит замечаний. Особенно они не нравятся молодым и амбициозным. Особенно болезненно критику могут воспринимать студенты. И особенно в моменты, когда действительно учил, не вылезал из библиотеки, добывал дополнительную информацию, а тебе говорят: «Не так! Неправильно! Ошибок полно!».
Как реагировать, если тебя критикуют? Как отделить конструктивную критику от едких замечаний, направленных на обесценивание или унижение? И нужно ли менять себя в угоду критикующему? Разберемся в статье. Надеемся, она окажется полезной не только для студентов, но и для всех, кто теряется в момент, когда его критикуют.
Как воспринимать критику
Конечно, ты знаешь это популярное выражение, гуляющее по Интернету и приписанное Будде: «Пока ты не примешь негатив, он принадлежит тому, кто его принес». То же можно сказать и о реакции на замечания: не спеши обижаться и расстраиваться из-за них.
Потому что, если критика звучит от человека, чьи способности, уровень знаний или жизненный опыт не вызывают у тебя доверия, то она для тебя не может быть важной. На замечания от всяких там «мимо проходилов» вряд ли стоит обращать внимание. Скорее всего, подобные критики ставят целью выплеснуть эмоции, возвыситься за счет унижения кого-то.
Если же источник критики твой друг, наставник, родственник, который позитивно к тебе настроен, и своим замечанием пытается тебе в чем-то помочь, направить, исправить какую-то ошибку, то к замечанию следует прислушаться и найти в нем рациональное зерно.
Безусловно, имеет значение форма и тон, в которых высказана критика. Очень сложно не обидеться, если на тебя кричат и ругают, пусть даже за дело. Но и в этом случае нужно попытаться перевести разговор в спокойное русло и выяснить, что именно не устраивает критика.
Признаки конструктивной и неконструктивной критики
Важно различать конструктивную критику (ту, которая небезосновательная и во благо) и неконструктивную (ту, которая ни с того, ни с сего и нацелена вызвать негативные эмоции).
Вот по каким признакам можно определить конструктивные замечания:
- ты понимаешь, что они справедливы;
- тот, кто высказывает претензии, не претендует быть истиной в последней инстанции, но приводит соответствующие аргументы – то есть критика объективная;
- конкретика – замечание относится к определенному действию, конкретной ошибке;
- критикующий делает замечание на основании собственного опыта и профессионализма;
- критика нацелена на мотивацию, заставляет критикуемого все исправить, улучшить.
Особенности неконструктивной критики:
- давать советы, когда в них не нуждаются;
- ругать за то, что невозможно исправить;
- «тыкать носом» в ошибки, игнорируя достижения;
- чрезмерно обобщать («ты безмозглый», «ты безрукий»);
- критиковать, не предлагая альтернативного решения и поддержки.
Яркий пример неконструктивной критики – троллинг. Он сейчас очень распространен в соцсетях и, к сожалению, не наказуем.
Как реагировать на замечания
Как воспринимать критику, каждый решает сам. Но реагировать стоит только на конструктивные замечания, поскольку они не для «обидок», а для понимания ошибок и возможности их исправить.
Идеальная реакция – спокойно выслушать своего критика и понять, насколько очевидны те ошибки, на которые тебе указывают.
Если да – соглашаешься и исправляешь.
Если нет – начинаешь разбираться в непонятных моментах. Но не один, а вместе с критиком. Можно даже спорить, если ты не согласен с замечаниями. Если оппонент адекватен и разумен, то вы выйдете на диалог. Тебе даже удастся его переубедить, если его критика ошибочна.
Но если ты очень болезненно относишься ко всякой критике, даже объективной, то нужно бороться с этим недостатком. Возможно, при помощи специалиста.
Причины острой реакции на замечания:
- тщеславие, но нельзя быть лучше всех всегда и во всем – каждому человеку свойственно ошибаться – убеди себя в этом и более спокойно относись к любой ситуации;
- самоуверенность – научись не воспринимать малейшее замечание как разнос.
Какая польза от критики
Реагировать на замечания можно с пользой для себя.
- Воспринимать любую конструктивную критику как возможность для прокачки той сферы, на которую было направлено замечание. И начинай совершенствоваться, не откладывая в долгий ящик.
- Задавать себе вопросы: чему учит эта ситуация, мог ли ты избежать критики и каким образом.
- Не молчать, если критика несправедлива. Находить аргументы для доказательства своей правоты.
- Интересоваться мнением других специалистов по этому вопросу: если оппонент действительно неправ, нужно предоставить ему несколько доказательств.
Да и спокойное отношение к критике – это уже усвоенный урок, а для кого-то даже сродни подвигу. Это важный признак взросления, личностного роста.
Вернуться назад