Не во всех вузах страны, но в некоторых уже полным ходом идет внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. И это не только уже всем знакомая цифровизация, применение дистанционной коммуникации между студентами и педагогами.
В этой статье речь пойдет о виртуальной реальности и ее роли в высшем образовании. Также рассмотрим, насколько в вузах необходима адаптивная система образования и попробуем спрогнозировать, когда технологии в вузах перестанут быть новыми трендами и превратятся в образовательные стандарты.
Игровая форма обучения – не только для дошколят
Все мы как-то привыкли, что обучаются, играя, только дети. А для взрослых все эти очки виртуальной реальности годятся лишь для развлечения. Да и неловко признаться, что ты, почти тридцатилетний человек, не по книжкам гранит науки грызешь, а занимаешься бесполезной ерундой.
Наша команда традиционно предлагает отбросить все стереотипы и без стеснения применять в обучении все новейшие высокотехнологические изобретения.
И мы не просто предлагаем, но и подкрепляем свое мнение выводами экспертов.
- Согласно исследовательским данным, человек запоминает только 30% из того, что видит, и до 90% из того, что делает собственными руками. При чем здесь виртуальная реальность? Она позволяет учащемуся получить реальный опыт присутствия, тем самым повышая уровень запоминания и эффективность обучения.
- Игровой формат обучения вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Он менее утомительный, поскольку мозг (независимо от возраста человека) легче воспринимает информацию, поданную в форме игры, нежели в форме сухих цифр и фактов.
Геймеризация постепенно занимает свое место в процессе образования – и в высшей школе тоже. Хотя, следует признать, что этот формат внедряют не все и не везде. Сейчас ее наличие зависит от педагога и выбранной студентом программы обучения. Но в скором будущем игровую форму включат в большинство сфер образования.
Уже сегодня VR-технологии активно используют при обучении школьников.
Вот что это дает:
- доступность объяснения сложных процессов и явлений;
- повышение интереса к новым знаниям;
- безопасность учащихся при проведении опытов и экспериментов;
- эффективное обучение soft skills.
Не только в школах используют игровой формат для обучения. В форме игры можно изучать иностранные языки, обучаться на различных онлайн-курсах. Например, геймеризацию эффективно используют при обучении вождению автомобиля.
Технологии виртуальной и дополненной реальности в вузах
В процессе внедрения VR-технологий в программы вузов студенты получат возможность «присутствовать» в современных лабораториях, операционных, известных выставках или музеях.
Также виртуальная реальность позволит увидеть больше, чем музей. Студент, надев VR-очки, сможет оказаться в гуще исторических событий 100-300-500-летней давности, или потренировать навыки первой неотложной помощи пострадавшему.
Адаптивное обучение
Современные учебные программы объединяет общая проблема – они однообразны, универсальны и не учитывают индивидуальные особенности студентов.
Поэтому разработчики новых технологий для образования обращают на это особое внимание и заявляют о необходимости внедрения адаптивной системы образования.
Эта система представляет собой способ построения индивидуальных программ обучения с учетом интересов, наклонностей и когнитивных способностей студентов.
В некоторых (очень немногих) вузах такие программы уже действуют в качестве экспериментальных и отзывы о них и у педагогов, и у студентов положительные.
Эксперты в сфере образования делают прогнозы на скорое массовое внедрение адаптивной системы в учебные заведения. И движение в эту сторону уже можно отметить по объему самостоятельной работы, которую выполняют студенты, и по количеству факультативных занятий, наличию предметов по выбору.
Непрерывность обучения
Те, кто сейчас заканчивает вуз, или закончил его недавно, согласятся с мнением, что наука и технологии движутся очень быстрыми темпами, а образовательные программы во многих вузах за этим движением не успевают. Полученные знания устаревают за 1,5-2 года. И если ты не устроился на работу по специальности сразу после вуза и не успел применить полученные навыки, то вряд ли заинтересуешь солидного работодателя.
Поэтому важным звеном в образовательном процессе становится непрерывность обучения.
Постоянное получение актуальной информации, обновление и пополнение запаса знаний – одна из тех задач современного образования, которые считают очень важными.
Поэтому рекомендуем абитуриентам обращать внимание на те вузы, в которых уже действует эта система и которые могут предложить как обучение в колледже, так и высшее образование, и курсы повышения квалификации.
Онлайн-образование – это доступное образование
Невозможно не сказать несколько слов об удаленном формате образования. Пусть не все еще воспринимают технологии в образовании, как благо. Многим консервативным людям действительно сложно их понять и трудно отказаться от привычных форматов. Но новое побеждает старое, как это было всегда.
Самый простой способ проверить эффективность новых форм обучения и комфорт, который они предлагают, – это взять несколько уроков онлайн. Здесь уже и самому закоренелому скептику, и противнику удаленных занятий станут понятны все преимущества:
- занимаешься из любого удобного места;
- занимаешься в любое удобное время;
- получаешь неограниченный доступ к виртуальным библиотекам;
- платишь недорого;
- получаешь качественные знания.
Кстати, существует прогноз, что в недалеком будущем (в течение 5-10 лет) будет открыта общая образовательная платформа, в которой соберут все учебные материалы по всем существующим программам образования. Это будет самое полное хранилище знаний. И самое доступное.
Вернуться назад