В мире университетского образования неотъемлемой частью становятся менторы, тьюторы и наставники, предоставляющие важную поддержку студентам. Давайте внимательнее рассмотрим эти ключевые роли, раскрывая, как они помогают формировать успешный путь студентов в учебе и профессиональном росте.
Кто такой тьютор в вузе
Тьютор – это профессионал, способный индивидуально помочь студентам усвоить учебный материал и развить академические навыки. Другими словами – преподаватель, с которым можно проконсультроваться по всем возникающим проблемам. Взаимодействие с тьюторами необходимо первокурснику в период его адаптации к студенческой среде.
В постоянной коммуникации с тьюторами нуждаются и студенты дистанционной формы обучения – у них всегда возникают вопросы по поводу учебных материалов, участия в онлайн-семинарах и т.д.
Основные обязанности тьютора:
- пояснение сложных учебных вопросов;
- помощь в подготовке к экзаменам;
- развитие академической готовности студента.
Преимущества для студентов:
- повышение успеваемости;
- более глубокое понимание учебного материала.
Кто такой ментор
Ментор – это наставник на волонтерских началах. Его роль заключается в оказании поддержки, делении опытом и стимулировании личного роста. За свою работу менторы не получают денежного вознаграждения. Их деятельность зависит от личного желания помочь студентам начальных курсов. В качестве менторов часто выступают выпускники вуза, которые уже работают, или старшекурсники.
Ключевые функции ментора:
- передает знания о выбранной области;
- делится опытом, способствующим карьерному развитию;
- указывает на пути профессионального роста.
Преимущества для студентов:
- сокращение времени адаптации к профессиональной среде;
- создание стратегии успешного развития.
Чтобы стать ментором, недостаточно просто изъявить и озвучить такое желание. В университетах от кандидатов требуют заполнить специальную анкету, в которой подробно объяснить, зачем необходим ментор и ответить на вопрос, понимает ли кандидат, что в рамках менторской деятельности общение сводится исключительно к профессиональным темам.
Затем кандидат проходит интервью с двумя кураторами, которые задают вопросы, похожие на те, которые содержатся в анкете, а также ряд вопросов от себя. После того, как кандидатуру одобрят, ментору назначают еще одну встречу с кураторами, на которой обсуждают основные темы его бесед с подопечными.
В менторской деятельности существуют ограничения. Ментору запрещено:
- обсуждать личные темы;
- злоупотреблять временем;
- готовиться к встрече заранее – как к лекции.
Чтобы помочь студентам найти свое призвание, научить их держаться на интервью с работодателем, разбираться в особенностях рынка труда, ментору достаточно нескольких часов в месяц.
Кто подходит для роли ментора
Студенты старших курсов, выступающие в роли менторов, играют важную роль в передаче опыта новичкам. Эта ответственная позиция требует готовности быть поддержкой для тех, кто только начинает свой учебный путь.
Как стать ментором:
- проявлять активность в университетском сообществе;
- иметь ценный профессиональный опыт, необходимый для новых студентов;
- пройти тренинги по менторству.
- ориентироваться в университетской жизни.
Кто такой наставник
В ответственный для студента период подготовки и сдачи первого серьезного проекта, ему необходим опытный наставник. В роли наставника может выступать преподаватель или аспирант. В процессе написания курсовой или дипломной работы наставником можно по праву считать научного руководителя.
Наставники направляют студента, подталкивают к поиску собственного решения, позволяют мыслить креативно, творчески, нестандартно.
Основные функции наставника:
- разработка индивидуального плана работы;
- поддержка в создании проекта;
- стимулирование личностного роста и развития навыков студента.
Преимущества для студентов:
- получение ценных консультаций, новых знаний и навыков;
- помощь в принятии важных карьерных решений.
Наставник делится со студентов всем, что знает и умеет сам, причем объясняет подопечному все максимально доходчиво. Наставничество широко распространено в разных сферах: образовательной, социальной, технической.
Эти роли, каждая со своим важным вкладом, создают уникальную систему поддержки для студентов, обеспечивая не только академические достижения, но и формирование ключевых навыков для будущей профессиональной жизни.
Вернуться назад