Еще порядка 20-25 лет назад стало очевидным динамичное устаревание некоторых профессий и подходов к работе. Новый технологический мир побеждает и в нем не просто выживает, а добивается успеха и признания тот, кто имеет бесценный навык – умение учиться.
Не желание к обучению, не способность к определенным дисциплинам и даже не талант (хотя это тоже играет роль в успешности), а именно: уметь осваивать знания. Это значит быстро заполнять пробелы и обновлять устаревшие неактуальные знания, заменяя их актуальными.
Почему умение учиться новому важнее, чем пользоваться уже приобретенными знаниями и как формировать и развивать этот навык – расскажем и научим.
Почему не каждый отличник умеет учиться
По мнению многих психологов, в частности кандидата психологических наук Германа Марасанова, отличники часто становятся неудачниками на работе и в жизни из-за излишней осторожности, боязни ошибиться, нежелания брать на себя роль лидера, нежелания принимать решения и креативить.
Отличник еще со школьной скамьи привыкает к некоторым границам знаний, которых достаточно для «пятерки». Он получает свою оценку и выходить за эти границы не считает нужным. Он оправдывает ожидания учителей и родителей, он радует себя и их успехами в учебе – так зачем напрягаться и еще что-то постигать вне требуемой программы?
Эта ограниченность и приводит к «атрофии» важнейшего навыка для человека будущего – умения учиться.
Что было важным раньше и что важно сейчас
Старшее поколение (школьники 80-х) точно припомнят, кого в их времена считали самым крутым и умным. Человека с крепкой памятью, способного к запоминанию большого объема информации. Таких еще называли ходячей энциклопедией и считали, что хорошая память автоматически делает человека успешным учеником и незаменимым работником.
Развитие технологий подвинуло навык запоминания на второй план. Важнее, оказывается, уметь работать с информацией: быстро находить нужное, отсеивать ненужное, анализировать и применять на практике. При наличии множества интернет-ресурсов, облачных хранилищ «запомнить» гигабайты различных данных не представляет труда. Гораздо сложнее их распределить на перво- и второстепенные.
Коммуникативность (способность к восприятию и передаче информации), коммуникабельность (общительность, свободное вступление в контакт) и креативность – еще три навыка, необходимых для успеха в современном мире. И если коммуникабельность в качестве инструмента решения производственных и бытовых задач мы используем уже давно, то коммуникативность приобрела ценность в момент перехода компаний в онлайн-формат.
Способность принимать и оперативно передавать информацию посредством мессенджеров, организовывать конференции и консультации, находясь на расстоянии от других членов команды, экономя при этом время и средства – это дорогого стоит.
Если в 20-м веке главными навыками были:
- исполнительность;
- следование инструкциям;
- запоминание большого объема информации;
- повышение эффективности труда.
То в 21-м список выглядит по-другому:
- коммуницировать;
- анализировать;
- адаптироваться в определенные условия:
- обладать компьютерной грамотностью;
- творчески подходить к задачам;
- постоянно учиться новому.
Эти навыки необходимы не для некоторых, а для всех специальностей. Абсолютно всех. Особенно последний пункт. Уметь учиться – это сейчас даже важнее, чем просто получить образование.
Как сформировать умение учиться, если его нет
Обучение – это не столько процесс получения знаний, сколько процесс изменения личности, который эти знания обеспечивают. Поэтому формировать умение учиться необходимо еще в детском саду и младшей школе. В идеале – поддерживать процесс и дома, со стороны родителей.
Умение учиться мы знаем еще под определениями: «интерес к учебе», «интерес к предмету (литературе, математике)», «интересный урок», «умение учителя заинтересовать класс». Вот с чего все начинается – с интереса. И если он не пропадает на протяжении всего школьного периода, он не пропадет и в будущем: и в университете, и на работе.
Основные принципы формирования умения учиться знает каждый педагог:
- мотивация;
- развитие критического мышления;
- развитие аналитического мышления;
- изучение «языка» знаков и символов;
- развитие внимания;
- развитие творческих способностей.
Но если в детстве постижение этого навыка происходит незаметно, и его формированием занимаются учителя и семья, то для взрослого человека его обретение может стать сложной задачей.
И трудной не потому, что недостаточно интеллекта для обучения, а потому что обучение непрерывно и на него банально не хватает сил, времени, желания.
Можно, конечно «нахвататься» поверхностных знаний, но пользы делу такой способ не принесет. Обучение должно быть глубоким и качественным. И – да – постоянным. Иначе новая технологическая реальность, развивающаяся ежедневно, отвергнет специалиста с базовыми, но не пополняющимися навыками.
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Это цитата Элвина Тоффлера.
Кто работает в крупных компаниях, в технологической сфере, да и в медицинской, образовательной, информационной, промышленной, понимают, что он еще как прав.
Вернуться назад