Независимо от того, на какой ступени образования ты находишься и какую специальность выбрал, обучение проходит по заранее утвержденному плану – образовательной программе.
Она представляет собой набор тщательно подобранных дисциплин, изучение которых нацелено на развитие определенных навыков и качеств.
Сегодня поговорим об учебных программах вузов и их вариативной части – узнаем, что дает вариативный модуль, нужен ли он студенту и можно ли отказаться от его изучения.
Составляющие образовательной программы
Любая образовательная программа в любом высшем или среднем специальном учебном заведении состоит из базовой (инвариативной) и вариативной частей.
В базовый сегмент входят широкий набор дисциплин с акцентом на выбранную специальность. Изучение базовых дисциплин необходимо для погружения студента в профессию, понимания ее сути, развития теоретических знаний и практических навыков для использования в профессиональной жизни.
Базовые дисциплины – это стабильный блок, который остается неизменным на протяжении лет. Благодаря изучению основной образовательной программы студент получает тот отрезок знаний, которые необходимы для начала карьеры.
Кроме базовой, существует еще и вариативная часть образовательной программы. И вот к ней у студентов возникают вопросы:
- Зачем нужны дополнительные дисциплины на выбор, если хватает основных?
- Что делать, если в списке вариативных дисциплин ни одна не заинтересовала?
- Как мне поможет изучение одного дополнительного предмета?
- Можно ли отказаться от изучения вариативного модуля?
На все эти вопросы ответим в следующих разделах этой статьи, а сейчас – расскажем, что собой представляет вариативный блок.
Вариативная часть образовательной программы состоит из небольшого списка (1-5 пунктов) дисциплин, которые студент самостоятельно выбирает для изучения. Основная и вариативная части программы пересекаются, изучение дополнительных дисциплин опирается на уже полученные студентом знания по основным предметам. Вариативный модуль помогает глубже изучить специальность, но на втором курсе предметы на выбор все же не настолько узкопрофильные, как, скажем, на третьем или на четвертом.
Ни в коем случае не относись к изучению дисциплин вариативного модуля легкомысленно – они настолько же важны, как и предметы основного блока, в конце семестра по ним обязательно нужно сдать аттестацию и засвидетельствовать свои успехи в их изучении.
Как выбирать вариативные предметы
Выбор дисциплин вариативной части программы небольшой, но среди них вполне может быть та, которая тебя давно интересует. Выбирать нужно именно по этому принципу: что наиболее интересно или что ты считаешь максимально полезным для будущей профессии.
Если в списке предметов таковых не оказалось, используй принцип «какой предмет я смогу выучить легче всего». Совсем отказаться от изучения вариативных дисциплин невозможно – выбор придется сделать даже в случае, если ни одна из предложенных дисциплин не привлекает.
Для тех, кто не в восторге от изучения вариативного блока программы, совет – изучайте только одну дополнительную дисциплину. И выбирайте такую, на изучение которой не придется тратить много сил и времени, или такую, которая реально поможет сделать карьеру в будущей профессии.
Вот примеры формул «идеальных пар» базовых и вариативных дисциплин для изучения по направлению «Экономика»:
- бухучет и аудит (основная) + финансовые рынки = изучение финансовых инструментов, знания о взаимосвязи финансовых рынков и институтов, структура и механизм функционирования современного фондового рынка, азы инвестирования;
- менеджмент + логистика, операционный менеджмент, адаптивные коммуникации и социально-психологический практикум = глубокие знания в сегменте общего управления бизнесом;
- управление бизнесом + деловой иностранный язык = развитие международной сети, выход на новые рынки, партнерство с представителями иностранных бизнесов;
- финансовый менеджмент + рынок ценных бумаг = развитие навыков в сфере инвестирования;
- экономика предприятий и организаций + экономическая география = знания с акцентом на особенности развития экономики и бизнеса по регионам и странам.
Зачем нужна вариативная часть в образовательной программе
На вариативный модуль возложено несколько важных функций.
- Вносить разнообразие в основную часть и делать ее более интересной и актуальной.
- Дать студенту право выбора и возможность расширить профессиональные навыки.
- Повысить уровень мотивации учащегося путем индивидуализации программы обучения.
- Дать студенту возможность подготовки по смежным специальностям и, как результат, стать более конкурентоспособным претендентом на рынке труда.
Безусловно, польза от изучения вариативного модуля в вузе есть. И она обязательно даст о себе знать в период поиска подходящей вакансии и трудоустройства.
Особенности проектирования вариативного модуля
Дисциплины для вариативной части образовательной программы берут не из потолка. Создание модуля – большая и кропотливая работа, основанная на анализе статистики вакансий, запросов работодателей, возможностей учебного заведения.
При проектировании вариативной программы проводят анализ старых программ в рамках конкретной специальности и определяют недостающие для более качественного и глубокого изучения профессии предметные зоны. Делают акцент на профпредметах у старшекурсников, выделяя более узкие сегменты для становления специалистов узкого профиля с разными возможностями: кто-то развивает аналитические способности, кто-то креативные и творческие.
Первокурсникам вариативный блок не предлагают. Его изучение начинается на 2-3 курсах.
Вернуться назад